Что такое земельный налог

Что такое земельный налог

Что такое земельный налог – основные понятия и термины


Земельный налог – это денежные выплаты, которые совершаются и лицами в государственную казну за право владения земельными участками. Все положения четко описаны в 31-й главе Налогового Кодекса РФ и распространяются на все регионы РФ, но местные власти имеют право их изменять и корректировать в рамках закона. Земельный кодекс РФ отмечает, что пользование земельными участками в России платное.

Согласно этому для вас, как гражданина РФ, налог является обязательным условием владения землей, если:

  1. вы имеете право бессрочно пользоваться землей (конкретным участком);
  2. определенная территория земли находится в вашем пожизненном владении.
  3. вы являетесь владельцем участка земли (документально подтвержденное право собственности);

Другие формы владения землей, например, аренда или временное владение участком, не подлежат налогообложению. В этих случаях уплачивают налоги непосредственные владельцы участков земли.

Все аспекты, касающиеся установления, , льгот и сроков уплаты земельного налога утверждаются органами местных властей, поэтому его еще называют «местным налогом». Выплаты осуществляются также в местные бюджеты. Объекты земельного налога – это конкретные участки земли, находящиеся во власти территорий с местным самоуправлением, а также городов федерального значения – Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе.

Еще важно уяснить, что начисление и уплата налогов на земельные участки проводится отдельно от других налогов и взысканий, установленных законами РФ.

Объекты налогообложения?

Облагаются земельным налогом участки земли, расположенные на территории муниципального образования, на территории которого введен налог. Не являются объектом налогообложения:

  1. участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома и др.
  2. участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте;
  3. участки из состава земель лесного фонда;

2.3.

Налоговые ставки для расчёта земельного налога

Поскольку земельный налог зачисляется в местный бюджет, ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

  1. занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  2. ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  3. приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  4. 1,5 % в отношении прочих земельных участков ().
  5. отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  6. 0,3 % в отношении земельных участков:
    • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
    • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
    • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
    • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

Ставку налога в конкретном регионе можно также уточнить при помощи электронных сервисов. Для этого на сайте ФНС имеется справочный раздел по ставкам и льготам имущественных налогов ().

Объект налогообложения

Налогом облагаются земельные участки, расположенные в пределах (городов федерального значения и ), на территории которого введен налог.

Не признаются :

  1. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.
  2. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  3. земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  4. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;
  5. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Ставки не могут превышать: — 0,3 %

  1. для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  2. для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
  3. для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  4. для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков. По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Кто должен платить земельный налог

Плательщиками земельного налога являются лица, которым принадлежат земельные участки. При этом к таким лицам относятся, как физические лица, так и организации. Для того чтобы определить, кто платит земельный налог и в каком размере, необходимо понять, признается ли земельный участок объектом налогообложения, и не предусмотрены ли законодательством о налогах и сборах налоговые льготы.

Отнесение законодательством о налогах и сборах тех или иных лиц к понятию «физическое лицо» не обусловлено определением гражданства.

Для отдельных налогов могут существовать различия в налоговых ставках, но факт признания лица налогоплательщиком остается неизменным.

Таким образом, нет разницы между гражданами Российской Федерации и иностранцами. Таким образом, если иностранное лицо владеет земельным участком, находящимся на территории Российской Федерации, то оно обязано платить российский земельный налог. При этом подлежат обложению только те земли, которые расположены в Российской Федерации.

Участки за пределами Российской Федерации не облагаются российским земельным налогом. Так, если гражданин Российской Федерации приобретает земельный участок, расположенный на территории иностранного государства, то в Российской Федерации такой земельный участок не будет признаваться объектом обложения земельным налогом и, соответственно, в отношении него не требуется уплачивать налог.

Льготы по земельному налогу

Некоторые плательщики могут воспользоваться льготами федерального и местного уровня.

Если налоговый орган располагает информацией о праве плательщика на льготу, она будет учтена при расчете налога.

Но если налогоплательщик заметил при получении уведомления, что льгота не учтена, ему нужно подать в ИФНС заявление по форме из приказа от 14.11.2017 № Заявление предоставляется только один раз — далее льгота действует автоматически.

Что такое земельный налог для физических лиц?

Земельный налог – это налог, взимаемый с физических лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налог не взимается с физических лиц в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования или переданных им по договору аренды.

Не подлежат налогообложению земельные участки следующих категорий:

  1. ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками
  2. входящие в состав общего имущества многоквартирного дома

Земельный налог относится к категории местных налогов и как следствие — ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Льготы по налогу

^ От уплаты земельного налога освобождаются:

  1. организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  2. организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  3. организации, признаваемые фондами в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 года № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного научно-технологического центра (льгота действует с 1 января 2019 года).
  4. организации — резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в п. 11 , — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;
  5. судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет;
  6. религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  7. учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  8. общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  9. организации — участники свободной экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению (без учета применения налоговой льготы) за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне и уплате в бюджет.
  10. организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
  11. общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации- в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  12. организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с , — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;
  13. учреждения и органы уголовно-исполнительной системы — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения и органы функций;

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц (). В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному . Начиная с 2020 года налогоплательщики-организации, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору , а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения.

В случае направления налоговым органом вышеуказанного запроса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика. По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, либо .
По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, либо . В уведомлении о предоставлении налоговой льготы должны быть указаны основания предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения и периоды, применительно к которым предоставляется налоговая льгота.

В сообщении об отказе от предоставления налоговой льготы должны быть указаны основания отказа от предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.

Величина налога

Устанавливают ставки данного налога только местные органы власти. Федеральный уровень (ст. 394 НК РФ) предусматривает максимальные грани, выше которых ставка не может быть поднята.

Данные ставки напрямую зависят от типа используемого участка.

Их расчет составляет:

  1. 1,5% – данная ставка применяется для налога на все прочие типы земель.
  2. 0,3% – данную ставку называют пониженной. Ее применение допустимо только к землям, четко обозначенным в законодательстве. Это земли сельскохозяйственного предназначения, земли для садоводства и огородничества, земли для ЛПХ, а также для государственных оборонных целей.

При этом следует помнить, что данные ставки на местном уровне могут быть меньше, но больше – никак!При отсутствии четких ставок на местном уровне, они автоматически приравниваются к установленным в Налоговом кодексе. Ставки более низкого уровня, нежели учтенные в НК – это т.

н. льготные ставки. Окончательное решение об их применении – прерогатива представителей региональной администрации того или иного административного образования. Здесь учитывается как конкретная группа или вид плательщиков (плательщика), так и вид конкретного участка или надела.Местными властями могут быть установлены и дополнительные правила платы данного налога.

Однако они не должны идти вразрез со статьями действующего НК.Рекомендуем также ознакомиться со статьей: .

Налоговая база

Для расчёта налога на землю используется кадастровая стоимость (КС) земельных участков, указанная в ЕГРН.

Эта стоимость образует налоговую базу ( НК РФ). В качестве величины КС налоговики при расчёте налога применяют то её значение, что актуально на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость, изменённая в течение налогового периода, применяется со дня внесения сведений о ней в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Такой порядок применения КС установлен от 15.04.2019. Таким образом, в случаях, когда в течение налогового периода:

  1. изменились качественные и/или количественные характеристики ЗУ:
    • площадь
    • назначения
    • разрешённое использование
    • категории
    • т.п.
  2. площадь
  3. разрешённое использование
  4. категории
  5. т.п.
  6. произошло образование земельного участка
  7. назначения

при расчёте земельного налога новая кадастровая стоимость ЗУ применяется с даты учёта сведений о ней в ЕГРН.

В течение налогового периода КС может изменяться и по другим причинам:

  1. оспаривание КС и установление рыночной стоимости объекта налогообложения по решению комиссии при управлении Росреестра
  2. исправление технической ошибки в сведениях ЕГРН
  3. уменьшение КС в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости
  4. принятие судом соответствующего решения из-за недостоверности сведений, использованных при определении КС

В таких случаях с 1 января 2019 года для расчёта земельного налога изменённая кадастровая стоимость (как налоговая база) применяется в том же порядке, то есть со дня её учёта в ЕГРН. Условие налогообложения для всех случаев изменения КС В случаях, когда при изменении КС:

  • при перерасчёте земельного налога за предыдущие налоговые периоды (до 2020 года) сумма уплаченного налога оказалась больше той, что рассчитана по новой КС
  • произошло уменьшение кадастровой стоимости

перерасчёт и возврат денежных средств не производится (пункт 17 НК РФ).

Начиная с 2020 года, новые значения кадастровой стоимости, учтённые в ЕГРН, будут использоваться исключительно в следующих налоговых периодах.

Экономическая сущность земельного налога

Экономическая сущность налога на землю заключается в принудительном налогообложении, установленном действующим законодательством.

Налог уплачивается каждый год, и его сумма зависит от площади и размера единицы земельного налогообложения. Это значит, что выплата не зависит от размера доходов собственника и прибыльности участка.

Также читайте:

Форум для бухгалтера: Поделиться:

Подписывайтесь на наш канал в

Кто обязан платить ЗН, и кто освобожден от его оплаты

Всех налогоплательщиков сбора на землю можно разделить на 2 группы:

  • Юридические лица – к этой категории относятся разные организации и коммерческие структуры.
  • Физические лица – сюда относятся владельцы отдельных участков и индивидуальные предприниматели.

Каждая из этих групп имеет часть лиц, кто не платит земельный налог, или платит по льготным тарифам.

Организации, которые сюда относятся, можно разделить по типам и направлениям их деятельности:

  1. бюджетные учреждения Министерства юстиции РФ.
  2. наука;
  3. социальная сфера;
  4. исследовательские, опытные, научные учреждения;
  5. религиозное направление;

Все они полностью освобождаются от уплаты земельного налога.

Уточнить подробности этого списка можно в ФНС. А также не облагается налогами земля:

  1. находящаяся в аренде или в срочном пользовании;
  2. которая входит в водные и лесные фонды РФ;
  3. изъятая из оборота (заповедники, парки, объекты армии и ФСБ, кладбища).
  4. с расположенными на ней объектами культуры, истории, науки;

Следующая группа – это категория граждан, которая по законам РФ освобождена от уплаты налога на землю или делает это по сниженным тарифам. Сюда относятся:

  1. пенсионеры – участники военных действий;
  2. лица, начавшие заниматься сельскохозяйственной деятельностью, им позволено не вносить взносы за землю первые 5 лет.
  3. герои СССР;
  4. пострадавшие в авариях с выбросом радиоактивных веществ;

Можно ли уменьшить земельный налог?

Советуем попытаться!

1.Для начала необходимо проверить право владельца на федеральную либо местную льготу.

Для получения льготы в налоговую инспекцию нужно представить заявление и подтверждающие документы.

2.Необходимо проверить соответствие кадастровой стоимости земли и рыночной. Если разница существенная, то можно через суд снизить кадастровую стоимость земли.

3.Если земельный налог оплачивается по уведомлению, то нужно проверить расчет суммы.

Например, правильно ли определена налоговая ставка.

  1. Ставки и льготы налога на землю в других городах
  2. Земельный налог в Новороссийске
  3. Земельный налог в Краснодаре
  4. Земельный налог в Минеральных Водах

Центр Бухгалтерских Услуг Комплексное бухгалтерское сопровождение организаций и ИП, регистрация и ликвидация юридических лиц, юридическое консультирование и пр.

353925 Россия Краснодарский край Новороссийск ул. Волгоградская, д. 47 8 (8617) 67-04-31 https://cbu23.ru Центр Бухгалтерских Услуг Комплексное бухгалтерское сопровождение организаций и ИП, регистрация и ликвидация юридических лиц, юридическое консультирование и пр. 353925 Россия Краснодарский край Новороссийск ул.

353925 Россия Краснодарский край Новороссийск ул. Волгоградская, д. 47 8 (8617) 67-04-31 https://cbu23.ru

Земельный налог Земельный налог Земельный налог

Земельный налог

относится к числу местных. Это означает, что он вводится по решению представительного органа муниципального образования, которому также принадлежит полномочие устанавливать отдельные элементы налогообложения (налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, льготы).

Взимание земельного налога регламентируется гл. 31 НК РФ. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Иные формы владения землей (безвозмездное срочное пользование, аренда) не влекут возникновения обязанности по уплате данного налога.

Объектом земельного налога являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования. Налогообложение земли основывается на кадастровой стоимости земельных участков, которая и является налоговой базой земельного налога.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в результате кадастровой оценки земель, осуществляемой Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).

Налоговые органы сведения о земельных участках и их кадастровой стоимости получают от органов Роснедвижимости, а также от органов муниципального образования (последние сообщают о земельных участках, расположенных на территории муниципального образования, и их разрешенном использовании). Сведения о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельные участки, предоставляются органами Федеральной регистрационной службы.

Ставки земельного налога устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не выше предельного размера, закрепленного ст.

394 НК РФ. Размер ставки дифференцируется в зависимости от категории земельного участка и вида территориальной зоны, к которому он относится. Налоговый период — один календарный год. Порядок исчисления земельного налога различен в зависимости от вида налогоплательщика.

Налоговые льготы по земельному налогу проявляются в трех формах: 1) в форме освобождения от налогообложения некоторых категорий земель, которые изъяты или ограничены в обороте; 2) в форме освобождения от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков.

От налогообложения освобождены организации и учреждения уголовно-исполнительной системы (в отношении земельных участков, предоставленных для выполнения возложенных на них функций), религиозные организации (в отношении участков, на которых расположены объекты религиозного и благотворительного назначения), общероссийские общественные организации инвалидов (в отношении участков, используемых для осуществления уставной деятельности), а также другие субъекты, перечень которых закреплен ст. 395 НК РФ; 3) в форме уменьшения налоговой базы отдельных категорий налогоплательщиков. Налоговая база (кадастровая стоимость участка) уменьшается на необлагаемую налогом сумму в размере 10 тыс.

руб. на одного налогоплательщика.

Эта льгота распространяется на лиц, перечисленных в п. 5 ст. 391 НК РФ: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы; инвалиды с детства; ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны и инвалиды боевых действий и др. Помимо этого актом представительного органа муниципального образования могут быть введены и иные, дополнительные к указанным формам, льготы в уплате земельного налога.

Помимо этого актом представительного органа муниципального образования могут быть введены и иные, дополнительные к указанным формам, льготы в уплате земельного налога.

Имущественное страхование является видом страхования.

К предмету регулирования финансово-правовыми нормами относятся обязательные виды государственного имущественного страхования.

В соответствии с договором имущественного страхования страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре страхового случая выплатить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор, страховое возмещение в счет убытков в застрахованном имуществе либо иных имущественных интересах, в пределах определенной договором страховой суммы. По договору могут быть застрахованы риски: утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества; ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц; гражданской ответственности; убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск. Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓ Источник:

Уплата земельного налога — фискальная обязанность владельцев земли

Сбор налогов в государственную казну начался ещё в древнеримские времена.

Деньги, как и записи о государственных долгах и обязательствах, налоговые документы, договоры аренды госимущества, финансовая отчётность магистратов, описи полей, письменные клятвы, решения народных собраний хранились в эрарии (казнохранилище). При императоре Октавиане Августе доходы из имперских провинций собирались в фиск (латинское слово fiscus означает «корзина»).

Денежные потоки стекались в этот единый финансовый центр Римской империи. Из него шли указания о порядке сбора налогов, чеканке монет, делались выплаты и пр.

Цели и задачи фиска заложили историческую основу для формирования налогово-правовой системы в целом ряде государств. В России, например, ещё при Петре I, в 1911 году была учреждена тайная фискальная служба.

Чиновники-фискалы служили интересам российской казны и заботились о её пополнении.

В их обязанности входило также следить, не допускаются ли недобросовестные действия и злоупотребления при сборе налогов.

Налоги и сборы остаются главным источником доходов государственного бюджета России и бюджетов муниципальных образований.

Они регулируются Налоговым кодексом РФ. В 2020 году в него будут внесены существенные изменения, установленные федеральным законом от 15.04.2019. Многие дополнения уже вступили в законную силу.

Среди современных фискальных обязательств граждан, определённых российским законодательством, особая роль отведена налогу на землю для физических лиц. Он направляется в муниципальный бюджет.

Обновлённые правила и порядок уплаты земельного налога, в соответствии с его «иерархическим статусом», прописаны в нормативно-правовых актах местных властей.

С 1 января 2020 года физические и юридические лица всех регионов России будут оплачивать налог на землю по новым правилам. Налогооблагаемой базой стала кадастровая стоимость участка, действующая на 1 января отчётного периода. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.

Налоговое уведомление не пришло

Многие владельцы земельных участков ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой службы, тогда земельный налог платить не нужно. Это не так. C 1 января 2015 года вступил в силу , согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в налоговый орган о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств.

Вышеуказанное сообщение, с приложением копий правоустанавливающих документов, необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря следующего года. Например, если земля была куплена в 2020 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ИФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2020 года. Поэтому в случае неполучения уведомления ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в инспекцию лично (для онлайн записи на прием можно воспользоваться ).

В случае, если гражданин самостоятельно сообщит о наличии у него земельного участка, по которому не был начислен налог, расчет платежа будет произведен за тот год, в котором было подано указанное сообщение.

Однако данное условие действует только, если в налоговой отсутствовали сведения о сообщенном объекте. Если уведомление на уплату не было направлено по иным причинам (например, неверно указан адрес налогоплательщика или оно было утеряно на почте), то расчет будет произведен за все три года. За непредставление такого сообщения в установленный срок гражданин будет привлечен к ответственности по п.3 ст.

129.1 НК РФ и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога по тому объекту, по которому он не представил сообщение.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  1. если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  2. если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка.

Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы. Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

Платят ли земельный налог жители Крыма

Земельный налог введен на территории муниципальных образований Республики Крым и в городе Севастополе в 2014 году, поэтому жители этого региона уплачивают налог на землю в том же порядке, что и владельцы земли по всей России. При этом порядок исчисления земельного налога в рассматриваемых субъектах Российской Федерации временно отличается.

Работа по проведению кадастровой оценки земли в России начата уже давно, в то время как Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации только в начале 2014 года. Учитывая, что процесс проведения кадастровой оценки занимает большое количество времени, НК РФ предусматривает, что до окончания проведения кадастровой оценки земельных участков в рассматриваемых субъектах Российской Федерации, земельный налог будет рассчитываться исходя из, так называемой, нормативной цены земли, устанавливаемой ежегодно. Также читайте:

Форум для бухгалтера: Поделиться:

Подписывайтесь на наш канал в

Расчет земельного налога при продаже/покупке участка

В ситуации, когда владение земельным участок было в течение неполного года, к примеру, при продаже или покупке участка, для расчета налога, применяется коэффициент владения.

Коэффициент владения земельный участком это отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде – 12 месяцев.

При покупке земельного участка, месяц считается полным, если право собственности возникло до 15-го (включительно) числа месяца покупки.

В случае продажи, месяц считается полным, если право собственности было прекращено после 15-го числа соответствующего месяца. В иных случаях месяц считается неполным и не учитывается при определении коэффициента владения.

Налоговые ставки

устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

  1. предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
  2. отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
  3. 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
  4. занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
  5. 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
    • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
    • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
    • предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

Порядок и сроки оплаты

Физлицам уведомление о налоге, его сроках оплаты направляется по месту жительства представителями налоговых органов.

Если по каким-то причинам данные в уведомлении ошибочны, нужно написать на специальном бланке заявление в налоговую службу. Такой бланк приходит вместе с уведомлением.Если указанные данные подтвердились, то придет новое уведомление.В текущем году для всех субъектов РФ установлен единый срок уплаты налогов на имущество – не позднее 1 декабря 2017 года.В случае, когда лицо просрочило сроки уплаты, то ему начисляется пеня за каждый календарный день просрочки.