Граница сельских населенных пунктов

Граница сельских населенных пунктов

Правовой режим, установленный для границ городских и населенных пунктов


На уровне федерального земельного законодательства устанавливаются определенные особенности, которые распространяются только на границы земель населенных пунктов, к которым относятся городские и сельские поселения. Согласно требованиям законодательства, в частности, Земельного кодекса РФ и соответствующим нормативно-правовым актам федерального уровня, установление границ городских и сельских поселений должно осуществляться таким образом, чтобы:

  1. Они не должны пересекать границы земельных участков, которые были предоставлены в постоянное или временное пользование индивидуальным предпринимателям, организациям или простым гражданам. Границы населенных пунктов не должны пересекать границы участков, которые были предоставлены организациям, действующим от имени государства, в целях удовлетворения федеральных и муниципальных нужд.
  2. Они не выходили за установленные границы муниципальных образований, то есть земли городских поселений, располагающихся на территории одного субъекта государства, ни в коем случае не должны выходить за пределы данной установленной границы.
  3. Они не пересекали установленных границ муниципальных образований;

Некоторые специалисты в области земельного права склоняются к мнению о том, что в качестве основной из особенностей населенных пунктов выступает урегулированное законодательством условие о том, что данные ограничения предназначаются не только для территориально-пространственного действия установленных на территории государства правовых норм, но и позволяют определить пространственные границы определенного географического объекта.

Следовательно, при помощи границ происходит индивидуализация земель населенных пунктов в качестве отдельной категории земель.

На законодательном уровне устанавливается еще одна особенность границ поселений: согласно требованиям земельного законодательства, границы поселений ни в коем случае не должны пересекать установленные границы участков, которые были предоставлены гражданам или юридическим лицам для ведения на них хозяйственной деятельности или индивидуального строительства.

Если границы поселения были установлены еще до предоставления участка земли гражданину или организации, на законодательном уровне допускается отнесение участка сразу к нескольким категориям в индивидуальном порядке.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по ЗК РФ

  1. «Об утверждении Положения о национальном парке «Крымский» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 N 56871)
  2. «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации»
  3. «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками»

Установление и изменение границ населенных пунктов

Под установлением и изменением границ поселений понимаются:

  • Изменение и принятие схемы территориального планирования общей зоны границ города или села, отражающей границы межселенных зон, то есть площадей, находящихся вне границ поселения.
  • Принятие или внесение поправок в генплан города или поселка, где обозначены все , включенных в состав площадей конкретного поселения.

Утверждение изменения разграничений городов федерального значения производится по решению Совета Федерации. Независимо от того, произошло ли включение земель в состав территории населенного пункта, права собственников земельных участков, а также арендаторов и землепользователей остаются неизменными.

Комментарии к ст. 83 ЗК РФ

1. Комментируемая статья открывает гл. XV Земельного кодекса, посвященную землям населенных пунктов.

В настоящее время земли этой категории занимают относительно небольшую часть территории страны.

По данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, общая площадь земель населенных пунктов составляет около 1,1% площади всех земель Российской Федерации (или около 19,1 млн. га) . При этом земли названной категории играют важную роль в социально-экономическом развитии государства. Для земель населенных пунктов характерны высокий уровень антропогенного воздействия, интенсивность использования, сочетание различных видов функционального назначения земель и земельных участков (см.

комментарий к ст. 85). С перечисленными факторами связан ряд специфических, присущих исключительно землям данной категории проблем, отсутствие адекватного решения которых, в первую очередь правовыми и градостроительными средствами, способно привести к существенному ухудшению качества жизни людей. ——————————— Подр.

см., напр.: Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2004 году.

М., 2005. Увеличение численности и плотности населения, размещение на ограниченной территории объектов промышленной, жилой, общественно-деловой и иной застройки, увеличение количества транспорта (главным образом, автомобильного) не могут не вызывать конфликта различных по своей природе интересов (экономических, экологических, социальных, эстетических), что предполагает необходимость их гармоничного сочетания, следовательно, требует установления особых правил организации использования земельных ресурсов. В этом контексте нормы земельного законодательства, посвященные использованию и охране земель населенных пунктов, тесно взаимосвязаны с законодательством о градостроительной деятельности.

По этой причине анализ правового режима земель населенных пунктов, основы которого заложены в Земельном кодексе, невозможен без учета норм градостроительного законодательства, конкретизирующих общие положения ЗК РФ, в том числе применительно к вопросам использования земель населенных пунктов. Статья 83 ЗК РФ содержит определение, позволяющее выделить базовые критерии, в соответствии с которыми объекты земельных отношений (земли и земельные участки) могут быть отнесены к категории земель населенных пунктов.

Статья 83 ЗК РФ содержит определение, позволяющее выделить базовые критерии, в соответствии с которыми объекты земельных отношений (земли и земельные участки) могут быть отнесены к категории земель населенных пунктов.

Указанные критерии затрагивают не только существо целевого назначения земель данной категории, но и его формально-юридическую составляющую, характеризуя тем самым как основные параметры правового режима земель населенных пунктов, так и порядок его установления. Как следует из п. 1 Кодекса, земли и (или) земельные участки могут быть отнесены к землям рассматриваемой категории при наличии соответствующего фактического использования.

Статья 83 непосредственно называет два вида такого использования — застройка и развитие населенных пунктов. В то же время фактическое использование само по себе не может служить основанием для отнесения объектов земельных отношений к той или иной категории земель. По смыслу ч. 3 ст. 36 Конституции РФ, подп.

8, 10 п. 1 ст. 1 ЗК РФ правовой режим земель и земельных участков устанавливается исходя из их целевого назначения, с учетом природных, социальных, экономических и иных факторов. Иными словами, отнесение земель или земельных участков к землям определенной категории возможно при условии определения для них в предусмотренном законом порядке соответствующего целевого назначения. Применительно к землям населенных пунктов такой порядок заключается в установлении или изменении границ населенных пунктов, включении земельных участков в границы населенных пунктов (см.

комментарий к ст. 84). Тем самым фактическое использование земельных участков должно следовать за юридическим оформлением их статуса и соответствовать категории земель. В противном случае правообладатель может быть привлечен к ответственности за использование земель не по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ). В свою очередь, застройка и развитие, названные в п.

1 комментируемой статьи как основные цели использования земель населенных пунктов, дают лишь общее представление о назначении земель данной категории. Так, строительство (застройка) служит далеко не единственным видом землепользования в населенных пунктах.

В границах населенных пунктов находятся территории, которые не подлежат застройке или застройка которых имеет факультативное значение: рекреационные зоны, зоны сельскохозяйственного использования, зоны особо охраняемых территорий, — что также отвечает целям развития населенного пункта.

Вместе с тем содержание понятия «развитие», охватывающее разноплановые процессы и явления, ни в Земельном кодексе, ни в иных федеральных законах не раскрывается. Как видно из ст. 85 ЗК РФ, категория земель населенных пунктов является универсальной. Практически все виды землепользования, осуществляемые на землях других категорий, возможны в населенных пунктах.

Таким образом, решающее значение для отнесения земель и земельных участков к землям населенных пунктов приобретает формальный порядок установления соответствующего целевого назначения.

Следует отметить, что п. 1 ст. 83 ЗК РФ (в ред., действовавшей до 1 января 2007 г.), наряду с целевым назначением, прямо предусматривал необходимость отграничения земель и земельных участков от земель иных категорий границами (чертой) населенных пунктов.

Выделение земель населенных пунктов в самостоятельную категорию традиционно для отечественного земельного права.

Однако в отличие от ранее действовавшего законодательства ЗК РФ не дифференцирует правовой режим земель рассматриваемой категории для городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов. В настоящее время федеральное законодательство не содержит и четкой классификации населенных пунктов, хотя ЗК РФ различает городские и сельские населенные пункты, устанавливает специальные правила в отношении пригородных зон городов (см.
В настоящее время федеральное законодательство не содержит и четкой классификации населенных пунктов, хотя ЗК РФ различает городские и сельские населенные пункты, устанавливает специальные правила в отношении пригородных зон городов (см.

комментарий к ст. 86). ——————————— Раздел IV Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 22. Ст. 768; раздел III Земельного кодекса РСФСР от 1 июля 1970 г.

// Ведомости ВС РСФСР. 1970. N 28. Ст. 581; раздел I части второй Земельного кодекса РСФСР от 30 октября 1922 г.

// СУ РСФСР. 1922. N 68. Ст. 901. Отсутствие четкой классификации населенных пунктов порождает вполне конкретные проблемы при определении параметров использования их земель.

Так, исходя из ст. ст. 2, 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г.

N 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

к сельским населенным пунктам, наряду с селами, станицами, деревнями, хуторами, кишлаками, аулами и пр., относятся поселки. Согласно другому положению ст.

2 названного Федерального закона, поселки могут составлять основу городских поселений.

В последнем случае поселки, очевидно, не должны рассматриваться в качестве сельских населенных пунктов. В то же время критерии отнесения населенных пунктов одного типа к городским или сельским не определены.

——————————— СЗ РФ.

2003. N 40. Ст. 3822. Терминологические расхождения между земельным, градостроительным законодательством, с одной стороны, и законодательством о местном самоуправлении — с другой, возникли с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г.

N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В последнем «поселение» понимается исключительно как муниципальное образование, в границах которого могут находиться один или несколько населенных пунктов, территории между ними, включая земли разных категорий.

В последнем «поселение» понимается исключительно как муниципальное образование, в границах которого могут находиться один или несколько населенных пунктов, территории между ними, включая земли разных категорий. Между тем в прежней редакции Земельного кодекса, как и в Градостроительном кодексе 1998 г.

, понятие «поселение» употреблялось в значении «населенный пункт». Категория земель населенных пунктов носила наименование «земли поселений».

——————————— СЗ РФ.

1998. N 19. Ст. 2069. Утратил силу с 1 июля 2006 г.

Расхождения в терминологии в некоторой степени были устранены Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

.

Однако полностью решить все возникшие в результате их появления проблемы тем самым не удалось.

——————————— СЗ РФ.

2006. N 52 (ч. I). Ст. 5498. Иллюстрацией могут служить вопросы, возникающие при применении Строительных норм и правил «Градостроительство.

Планировка и застройка городских и сельских поселений. СНиП 2.07.01-89″ (утв. Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г.

N 78) , сохраняющих свое действие в силу ст.

ст. 6, 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

N 191-ФЗ

«О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

. Согласно п. 2.17 Правил на территории сельских поселений допускается строительство жилых зданий высотой до четырех этажей. Ограничение, учитывая нормы Федерального закона от 6 октября 2003 г.

N 131-ФЗ, должно распространяться на все населенные пункты, расположенные в границах сельского поселения, в том числе на поселки. В отношении же поселков, а также иных сельских населенных пунктов, находящихся в пределах городских поселений, указанное правило формально не должно применяться, что создает противоречия в правовом режиме использования территорий населенных пунктов одного типа.

——————————— М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 1994.

СЗ РФ. 2005. N 1. Ч. I. Ст. 17. Разрешить данное противоречие возможно только посредством толкования положений различных нормативных актов земельного и градостроительного законодательства, законодательства о местном самоуправлении, что само по себе нельзя признать удовлетворительным с позиции ясности и недвусмысленности нормативной базы.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ термин «поселение» в значении муниципального образования употребляется в целях указанного Федерального закона, а именно при определении общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления.

Следовательно, положения ранее принятых правовых актов, рассматривающих поселение в качестве населенного пункта, распространяются исключительно на населенные пункты, независимо от статуса муниципального образования, в границах которого они находятся. Тем самым требования к предельной этажности зданий должны применяться с учетом содержания преамбулы СНиП 2.07.01-89, согласно которой поселки городского типа (городские, рабочие, курортные) следует проектировать по нормам, установленным для малых городов с такой же расчетной численностью населения.

Поселки при находящихся вне городов предприятиях и объектах, не имеющие статуса поселков городского типа, следует проектировать по ведомственным нормативным документам, а при их отсутствии — по нормам, установленным для сельских населенных пунктов, независимо от статуса муниципального образования.

Возвращаясь к критериям отнесения земель и (или) земельных участков к категории земель населенных пунктов, необходимо обратить внимание на следующее. Если, как уже отмечалось, в прежней редакции п. 1 ст. 83 ЗК РФ отнесение земель и земельных участков к землям данной категории было возможно при наличии определенного целевого назначения и нахождении в границах (черте) населенного пункта, действующая редакция ст.
1 ст. 83 ЗК РФ отнесение земель и земельных участков к землям данной категории было возможно при наличии определенного целевого назначения и нахождении в границах (черте) населенного пункта, действующая редакция ст.

83 единства подобных критериев не предусматривает.

Подобный подход создает юридические предпосылки для отнесения земельных участков к землям названной категории при отсутствии утвержденных в установленном порядке границ населенных пунктов.

В частности, в тех случаях, когда границы определены по фактической застройке (например, при инвентаризации земель), а также при переводе земельных участков из состава земель других категорий путем включения в границы населенного пункта без выполнения необходимых землеустроительных действий и правовых процедур по изменению границ .

——————————— Статья 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ

«О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

. До утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 г.

включение земельных участков в границы населенных пунктов (исключение их из границ населенных пунктов) осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации. При этом принимается решение о включении земельного участка в границы населенного пункта (либо об исключении из границ населенного пункта), но не об установлении или изменении этих границ (ч.

18 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ

«О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

).

2. Пункт 2 ст. 83 посвящен основной функции границ населенных пунктов и требованиям к их установлению. Строго говоря, данные требования следовало бы включить в другую статью Кодекса (ст. 84), регламентирующую порядок установления и изменения таких границ.

Однако их сохранение в ст. 83 свидетельствует об определяющем значении границ населенных пунктов для отнесения земель и земельных участков к землям рассматриваемой категории.

Согласно п. 2 ст. 83 ЗК РФ границы населенных пунктов отделяют земли указанной категории от земель и земельных участков иных категорий. В прежней редакции Кодекса границы населенных пунктов обозначались термином «черта поселения».

Обращает внимание двойственный статус границ населенных пунктов.

С одной стороны, о чем упоминалось выше, границы населенных пунктов разграничивают земли данной категории и земли иных категорий, с другой — определяют границы административно-территориальных единиц. Согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (утв.

Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. N 413), к числу административно-территориальных единиц относятся города, поселки городского типа, сельские населенные пункты. Основной целью выделения административно-территориальных единиц служит организация государственного управления на определенной территории.
Основной целью выделения административно-территориальных единиц служит организация государственного управления на определенной территории.

Границы административно-территориальных единиц определяют территориальные пределы юрисдикции органов государственной власти, а в тех случаях, когда такие границы совпадают с границами муниципальных образований, — пространственные пределы полномочий органов местного самоуправления.

В этой связи в п. 2 комментируемой статьи закреплено правило о недопустимости пересечения границами населенных пунктов границ муниципальных образований. Иными словами, населенный пункт не может находиться в составе нескольких муниципальных образований одного уровня (например, нескольких поселений или муниципальных районов). Так, признавая недействительными положения закона субъекта Федерации, устанавливающие границы муниципальных образований, Верховный Суд РФ указал, что в силу п.

п. 12, 13 и 16 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г.

N 131-ФЗ территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения и должна полностью входить в границы муниципального района.

Если территория поселения включает лишь часть территории населенного пункта, положения закона субъекта Федерации, устанавливающие границы муниципальных образований подобным образом, противоречат федеральному законодательству и нарушают права жителей поселения на местное самоуправление. Довод о том, что при картографическом описании границ территории сельского поселения произошла техническая ошибка, которая в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства может быть устранена в срок до 1 января 2007 г., признан необоснованным. Исправление допущенной при установлении границ муниципальных образований ошибки не должно зависеть от чьего-либо усмотрения и должно быть произведено именно в силу признания нормы, установившей такие границы, противоречащей федеральному закону, недействующей и не подлежащей в связи с этим применению.

Другим требованием к границам населенных пунктов является невозможность пересечения ими границ земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. В основе данного требования находится принцип принадлежности земельного участка только к одной категории, что вытекает из подп.

8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 ЗК РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Земельного кодекса, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г.

N 172-ФЗ

«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо их исключение из указанных границ является переводом земель (земельных участков) в категорию земель населенных пунктов или соответственно в земли иной категории.

В свою очередь, образования земельных участков, отдельные части которых находятся в составе земель разных категорий, ЗК РФ не предусматривается. Этот же вывод следует и из п.

3 ст. 11.9 ЗК РФ, согласно которому границы земельных участков не должны пересекать границы населенных пунктов.

——————————— СЗ РФ. 2004. N 52. Ч. I. Ст. 5276. В отличие от действующего, Земельный кодекс 1991 г. допускал нахождение земельных участков одновременно в составе земель разных категорий.

Согласно ст. 64 ЗК РСФСР 1991 г. при осуществлении компактной застройки населенных пунктов в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства около дома (квартиры) могли предоставляться в меньшем размере с выделением остальной части участка за пределами жилой зоны населенного пункта.

В настоящее время формирование участков подобным образом не представляется возможным.

При буквальном прочтении п. 2 ст. 83 ЗК РФ можно сделать вывод, что сформулированное в нем правило не распространяется на прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки, но не предоставленные гражданам или юридическим лицам и не отнесенные к категории земель запаса, а также на земельные участки, находящиеся в частной собственности и приобретенные по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Однако в этом случае норма п.

2 ст. 83 ЗК РФ, очевидно, должна применяться с учетом п.

3 Кодекса и подлежит расширительному толкованию, т.е.

распространяется на все земельные участки.

Что такое ЗНП?

Земли населенных пунктов (ЗНП) – участки, которые рассчитаны на застройку и расширение территорий проживания людей и используются указанным образом, то есть на них уплотненно проживают люди.Частый вопрос: категория земель «земли поселений» что это, то же самое, что и ЗНП или нет?Ответ прост: категория земли поселений теперь называется землями населенных пунктов.Сейчас понятия «поселение» и «населенный пункт» не синонимичны, в состав поселения может входить не один населенный пункт.Уже из определения видно, на данной категории земель предполагается строительство, а эта деятельность подпадает под регулирование также и градостроительные нормы.

Подробнее о том, на каких категориях земли можно строить, читайте статье.В зависимости от размеров, численности населения и других факторов населенные пункты делятся на:

  1. городские,
  2. сельские.

НП могут быть в составе муниципального образования (территория, на которую распространяется компетенция конкретных местных органов власти).Категория земли ЗНП особая, поскольку она предполагает размещение на своей территории объектов, которые должны были бы относиться к иным категориям, но относятся к ЗНП, поскольку обеспечивают жизнедеятельность населенных пунктов (транспорт, особо охраняемые объекты, сельское хозяйство).

Досадные ошибки в изменении границ населенных пунктов

Регистрация изменения границ населенных пунктов – процесс довольно трудоемкий, поскольку при разработке карты-плана иногда не представляется возможным учесть границу поселения в государственном кадастре недвижимости по каким-либо причинам.

Самая частая из них – пересечение черты населенного пункта с кадастровыми границами отдельных участков земли. Тем не менее, это можно исправить, если разбираться прямо на месте. Регулярные поправки в системах координат, корректировка правил ведения кадастрового учета недвижимости, многократные модернизации программного обеспечения стали причиной того, что сегодня государственный кадастр недвижимости нельзя считать достоверным источником информации.

Поэтому границы земельного участка иногда проводят непосредственно на месте. Увеличение границ населенных пунктов может повлечь за собой незаконное присоединение земель лесного фонда, что сводит к нулю подготовку карты-плана черты населенный пункт и разработку самого генплана с последующим его утверждением.

В последнее время активно формируется судебная практика по решению этих вопросов.

Множество проблем, связанных с регламентом перевода земельных участок, возникают из-за переквалификации в разряд «земли населенных пунктов» участков, относящихся к другим категориям. Главная сложность при вхождении таких участков в черту населенного пункта состоит в необходимости изменения границ населенного пункта.

Пункт 1 статьи 8 Федерального Закона «О переводе земельных участков» в части определения и изменения границ населенного пункта сформулирована весьма неудачно. Говорится, что

«Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов являются переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов»

.

Похожая норма присутствует и в Земельном кодексе. Такая интерпретация статьи закона допускает, что при утверждении (изменении) границ поселений целевое назначение земельных площадей меняется, а перевод земельного участка между категориями проводится автоматически. Пример из судебной практики. Администрация Нижнего Новгорода подала иск в Арбитраж Свердловской области, предъявленный к территориальному управлению Росимущества (ФАУФИ).

Цель заявления – опротестовать официальное право федеральной собственности на земельный участок лесного фонда.

Требование обосновано тем, что данный участок входит в территориальную черту города, относится к категории городских лесов и не является лесным фондом. Арбитражный суд согласился с требованиями заявителя и своим постановлением №А43-2852/2005-27-88 от 6 марта 2006 года принял сторону администрации. Главным аргументом послужило то, что оспариваемый участок расположен в городской черте Нижнего Новгорода, а значит, относится к категории «земли населенных пунктов».

Тем не менее такой подход нельзя считать верным.

Перевод земельного участка из категории в категорию проводится по определенному порядку, предусмотренному упомянутым выше законом о переводе земель. Означенная процедура одинакова для всех категорий участков с некоторыми особенностями, перечисленными тем же нормативным актом. Абсолютно отменять этот порядок для категории земель населенного пункта, в действительности заменяя его процедурой установления (или изменения) границ населенных пунктов, будет некорректно, так как это противоречит главным принципам земельного права.

Пример из судебной практики. Губернатор МО подписал постановление о присоединении районного поселения к городу. В свою очередь агентство недвижимости, полагая, что данный документ меняет целевое назначение земельных участков, подало иск в областной Арбитражный суд.

Его цель – заставить правительство принять норматив о переводе земельных участков из категории земель аграрного использования в категорию «земли населенного пункта» с дальнейшим заключением договора аренды этого участка с заявителем.

Суд не удовлетворил исковые требования. Мотив – постановление губернатора МО направлено на упорядочение процедур административного деления сложившихся территориальных поселений.

Документ не относится к отдельным нормативам, относящим земельные участки к каким-то категориям либо переводящим их между таковыми (постановление ФАС МО №КГ-А41/13557-05 от 12 и 19 января 2006 года).

К тому же, статья 8 Земельного кодекса строго разделяет полномочия Российскоф Федерации, субъектов федерации и муниципальных образований в части перевода участков земли. Таким образом, перевод земельного участка из категории в категорию допускается для земель, находящихся в собственности:

  1. муниципалитетов (кроме сельскохозяйственных земель) – местными органами самоуправления.
  2. субъектов федерации, а также аграрных земель, принадлежащих муниципалитету, – исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации;
  3. федерации – правительством РФ;

Итак, если после преобразования границ населенного пункта без официальной процедуры перевода земель изменено целевое назначение участка, являющегося федеральной собственностью, то это изменение нельзя будет считать законным.

Данная точка зрения подтверждена практикой Высшего арбитражного суда РФ.

Пример из судебной практики. Муниципальная администрация обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с требованием исключить из категории «лесной фонд» земли, которые находятся в собственности Российской Федерации. Кроме того, муниципалитет желал признать указанные участки «землями населенных пунктов», входящими в состав данного образования.

Иск основан на том, что спорные земельные участки находятся в официальной городской черте.

Арбитражный суд Челябинской области принял решение удовлетворить исковые требования заявителя.

Далее ФАС Уральского округа одобрил постановление АС Челябинской области, оставив его без изменений. Затем Высший АС РФ отменил означенные судебные акты, указывая, что лесной фонд входит в федеральную собственность особого типа с особым правовым режимом.

Другое толкование закона вызвало бы несоразмерное ущемление прав собственности РФ. Это могло означать, что прекращение права государственной собственности на землю лесного фонда при автоматическом переводе обсуждаемого участка из этой категории в «земли населенных пунктов» осуществляется по желанию и в интересах муниципалитета за неимением согласия владельца – Российской Федерации.

При этом не учитывается то, что лесной фонд – это общее достояние многонационального населения России, которое является государственной собственностью особого рода. Аргумент муниципальной администрации в отношении статьи 8 Закона о переводе земель, что переквалификация земельного участка из лесного фонда в земли поселений выполнена автоматически (путем проведения городской черты МО), основан на искаженном толковании и применении Закона (Постановление президиума ВАС РФ №16490/07 от 2 сентября 2008 года по делу №А76-738/2007-22-204). Как видим, судебная практика в основном подтверждает обязательность соблюдения специально утвержденной процедуры изменения целевого назначения земельного участка в любых случаях.

К большому сожалению, необходимость выполнения порядка переквалификации земель из категории в категорию доказана не на правовом уровне, а только в юридической практике, подчас довольно неоднозначной.

Казалось бы, логичным будет изменение и конкретизация отдельных положений Земельного кодекса и вышеназванного Закона. Но здесь мы говорим о другом – законном изменении границ населенных пунктов, которое самостоятельно не каждый может провести. Поэтому в таких вопросах лучше обратиться к профессионалам.

Квалифицированные профильные юристы присоединят ваш земельный участок к площади населенного пункта, при этом изменив официальный вид его использования.