Международная транспортная накладная

Международная транспортная накладная

Сведения, содержащиеся в накладной


К основной информации, которая должна содержаться в накладной, согласно Конвенции, относятся сведения:

  1. о месте доставки груза,
  2. о месте и времени (дате) принятия груза,
  3. о месте и времени (дате) составления документа,
  4. о характере груза (в общепринятом обозначении) и о типе упаковки, а, в случае транспортировки опасных грузов, – о характере опасности в признанных обозначениях,
  5. о таможенных формальностях в виде инструкций, которые необходимо выполнить для соблюдения требований таможни.
  6. об отправителе, транспортном агенте и получателе с указанием их имён и адресов,
  7. о расходах, связанных с перевозкой, куда включаются не только стоимость перевозки, но и все дополнительные расходы (в том числе – таможенные пошлины и сборы),
  8. о количестве мест груза с указанием их номера и разметки и о весе брутто,

Кроме того, в обязательном виде на CMR-накладной должно присутствовать указание о соблюдении условий грузоперевозки требованиям Конвенции. Однако, помимо обязательных сведений, накладная, в случае необходимости, может содержать и дополнительные данные:

  1. о списке (перечне) переданных перевозчику документов.
  2. о величине наложенного платежа, сумма которого должна быть возмещена при передаче груза,
  3. о заявленной стоимости товара и о величине дополнительной ценности при доставке,
  4. о расходах, принимаемых на свой счёт отправителем,
  5. о сроке, который дополнительно может понадобиться для осуществления перевозки,

Данные правила определяют не максимальный, а минимальный объём содержания накладной.

Помимо указанных данных, стороны могут вносить в документ любое необходимое для эффективного взаимодействия указание. Так, например, по регламенту перевозчик обязан проверять и внешнее состояние, и упаковку, и маркировку, и размер груза, а также точность внесённых в накладную данных о количестве перевозимых мест.

Так, например, по регламенту перевозчик обязан проверять и внешнее состояние, и упаковку, и маркировку, и размер груза, а также точность внесённых в накладную данных о количестве перевозимых мест. Но не всегда это представляется возможным осуществить.

Тогда перевозчик может записать в накладную оговорки. При этом он должен их не только назвать, но и обосновать. Подобным образом указываются и обосновываются оговорки, касающиеся всех перечисленных выше параметров.

В случае, когда нельзя сразу удостовериться в соответствии принятого груза документальным данным, письменные оговорки необходимо делать, поскольку Конвенция предусматривает презумпцию соответствия груза. Это значит, что без вписанных оговорок в случае разбирательства, суд будет исходить из того, что число мест, внешнее состояние груза, размеры, маркировка и другие параметры соответствовали при отправке документальным данным.

Отдельно к накладной присоединяются и переходят в распоряжение перевозчика документы от отправителя, которые необходимы для пересечения таможни.

Сам перевозчик за полноту этих документов не отвечает (это зона ответственности отправителя).

Но для осуществления транспортировки без проблем важно, чтобы данные в исходных документах между собой, а также со сведениями, вписанными в CMR, соотносились абсолютно чётко. Недопустимы расхождения между сведениями в CMR и информацией:

  1. в книжке МДП (Международных Дорожных Перевозок), или Carnet TIR, представляющей собой альбом с отрывными листами, применяемый для ускорения и облегчения пересечения границы за счёт перевозки грузов в контейнерах или кузовах, опломбированных сотрудниками таможни.
  2. в инвойсе – предоставляемом продавцом документе, в котором, согласно международной коммерческой практике, для покупателя перечисляются товары (услуги), их цена и количество;
  3. в упаковочном листе – сопровождающем товар документе, составленном в виде описи с наименованием ТМЦ, количества, веса и других параметров;

В отношения порядка заполнения бланка самой международной накладной (CMR) дополнительные разъяснения даны в специальном Письме Федеральной таможенной службы РФ.

Условия применения

Документ-сопровождение оформляется, если страна отправителя или получателя ратифицировала Конвенцию от 19.05.1956 в части договора о международных автомобильных грузоперевозках. Нормы Конвенции закрепляют правила и порядок, по которому осуществляются перевозки автомобильным транспортом, в том числе и для государственных (муниципальных) учреждений (п.

3 ст. 1 Конвенции). Действующие условия не распространяются на транспортировку:

  1. грузов почтового назначения, так как регламентируются международными почтовыми Конвенциями;
  2. тела усопших родственников, членов семьи.
  3. мебели, бытовой техники, прочего движимого имущества и утвари при переезде (смене места жительства, местонахождения);

Бланк СМR-накладной унифицирован для всех государств. В Российской Федерации форма и порядок заполнения регламентирует письмо ФТС России от 02.05.2012 № 04-30/22006. Если маршрут грузоперевозки проходит через границы других государств, то наличие накладной CMR обязательно.

В ином случае перевозимые объекты могут арестовать, а отправителя и перевозчика оштрафовать.

Размеры штрафных санкций устанавливаются законодательством страны, в которой произошел арест.

Порядок заполнения

В таблице 1 представлены порядок заполнения пунктов международной транспортной накладной.

Таблица 1. пунктов международной транспортной накладной Пункт Пояснения к заполнению Кто заполняет 1 Отражается информация об отправителе груза (указываются полное наименование компании, отправляющей груз, юридический адрес и страна); указываются ФИО контактного лица и номер телефона. отправитель груза 2 Отражается информация о получателе груза (указываются полное наименование компании, получающей груз, юридический адрес и страна); указываются номер телефона грузополучателя.

отправитель груза 2 Отражается информация о получателе груза (указываются полное наименование компании, получающей груз, юридический адрес и страна); указываются номер телефона грузополучателя.

отправитель груза 3 Пункт содержит данные о месте разгрузки груза.

Отражается информация о месте и стране для осуществления разгрузки транспорта обозначенного груза. отправитель груза 4 Пункт отражает информацию о месте погрузки груза с указанием страны, города и даты осуществления погрузки.

отправитель груза 5 Пункт отражает информацию о тех документах, которые прилагаются к CMR. отправитель груза 6 Отражаются номера, знаки, которыми обозначают опасные грузы в перевозке (указывают класс, подкласс). отправитель груза 7 Пункт содержит информацию о количестве мест перевозимого груза.

отправитель груза 8 Пункт отражает информацию о роде упаковке перевозимого груза. отправитель груза 9 Здесь указывается наименование перевозимого груза.

отправитель груза 10 Пункт содержит информацию о статистических кодах перевозимых грузов, которые указываются по отдельным группам товаров.

отправитель груза 11 Содержит указания на вес брутто перевозимого груза (в килограммах). отправитель груза 12 В случае перевозки сборных грузов заполняется этот пункт, отражающий информацию об объеме перевозимого груза в м.

отправитель груза 13 Пункт содержит информацию об указаниях отправителя.

Отображаются сведения о таможенной и прочей обработке (реквизиты таможенного терминала, на котором будет осуществляться таможенная очистка перевозимого груза). Здесь же проставляются сведения об объявленной стоимости груза. отправитель груза 14 В случае осуществления перевозок в контейнерах здесь указывается адрес контейнерного депо.

После освобождения контейнеров от перевозимого груза и таможенной очистки их возвращают по указанному адресу. отправитель груза 15 В этом пункте указывается информация об условиях оплаты в соответствии с заключенными договорами.

отправитель груза 16 Этот пункт заполняется перевозчиком грузов. Обычно информация вносится с помощью проставления штампа компании, осуществляющей перевозку грузов. Штамп должен содержать все необходимые реквизиты.

Среди реквизитов отражаются сведения о полном наименовании перевозчика груза, его адрес, факсы и телефоны. перевозчик (экспедитор) 17 Заполнение данного пункта осуществляется в случае привлечения последующих (других) транспортных компаний для перевозки груза. Информация о следующей транспортной компании, осуществляющей перевозку грузов, должна содержать все необходимые реквизиты для ее идентификации.

перевозчик (экспедитор) 18 При наличии каких-либо замечаний или оговорок заполняется этот пункт международной транспортной накладной.

В качестве замечаний могут выступать сведения о температурном режиме, качестве упаковочного материала и другие сведения.

Отсутствие информации в пункте 18 накладной свидетельствует об отсутствии замечаний и оговорок. перевозчик (экспедитор) 19 Может быть заполнен только отделом расчетов после завершения перевозки.

перевозчик (экспедитор) 20 Особые согласованные условия перевозки оговариваются в CMR-накладной. отправитель груза 21 Указываются наименование населенного пункта, где составлялась CMR, и дата заполнения.

отправитель груза 22 В данном пункте отражаются сведения о дате и времени, когда транспортное средство фактически прибыло для осуществления погрузки груза и когда убыло.

Эти сведения заверяются отправителем подписью и штампом. отправитель груза 23 Пункт содержит сведения о номере путевого листа, его дате, фамилии водителей, которые будут осуществлять перевозку грузов. Все сведения заверяются подписью перевозчика и его штампом.

перевозчик (экспедитор) 24 Пункт содержит информацию о дате и времени прибытия под разгрузку и убытия транспортного средства перевозчика. Отметка о получении груза делается на третьем и четвертом экземплярах CMR.

получатель груза 25 В пункте отражается информация о регистрационных номерах полуприцепа и тягача, в которые загрузили перевозимый груз. перевозчик (экспедитор) 26 Отражается информация о марках полуприцепа и тягача, которые осуществили загрузку транспортируемого груза.

перевозчик (экспедитор) 27-29 Информация отражается при передаче накладной в отдел расчетов экспедитора. перевозчик (экспедитор) Скачать формы CMR (международной транспортной накладной) Скачать заполнения формы CMR (международной транспортной накладной) Также читайте:

Форум для бухгалтера: Поделиться:

Подписывайтесь на наш канал в

Номер документа

Каждая накладная CMR содержит уникальный номер. Он указывается в верхнем правом поле бланка.

Данный номер должен совпадать на всех экземплярах документа. Помимо непосредственной перевозки товаров, номер CMR необходим для отражения в отчетах и других сопровождающих документах, оформляющихся при осуществлении транспортной операции.

Что такое CMR и зачем она нужна

Международная коммерческая перевозка грузов автомобилями регулируется положениями специальной конвенции 1956 года (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов, заключена в Женеве 19.05.1956). Ее придерживаются многие европейские страны, восточные государства, а также Российская Федерация.

Согласно конвенции, при автоперевозке товаров следует оформлять международную товарно-транспортную накладную CMR, без которой невозможно перевезти какой-либо товар через границу. CMR-накладная выполняет несколько функций:

  1. она используется для целей таможенного контроля. Документ представляет собой блокнот с отрывными листами. Если машина пересекает границу, то инспектор ставит на CMR соответствующие отметки. После чего он оставляет один лист в таможне, а автомобиль следует дальше. В итоге при помощи накладной можно проследить весь путь груза;
  2. в ней проставляется отметка о передаче товара экспедитору и о принятии его получателем, когда он доставлен. Т. е. легко установить, кто и в какой момент времени ответственен за его сохранность;
  3. оформление CMR означает, что при перевозке действуют положения конвенции. Они накладывают на участников этого процесса определенные обязательства, которые могут быть не предусмотрены в договорах.
  4. CMR служит подтверждением того, что груз перемещается правомерно. Отсутствие CMR может привести к аресту перевозимого товара и транспортного средства полицейскими;
  5. CMR является универсальной формой товаросопроводительных документов, она понятна всем работникам торговли, живущим в разных странах;

Документ составляется в трех экземплярах, подписывается отправителем груза, а также перевозчиком. Некоторые страны требуют дополнительный экземпляр.

Если груз везут несколько машин, или в одной машине несколько разных грузов, количество экземпляров определяется числом машин или видов груза.

Правила заполнения CMR

Порядок заполнения CMR-накладной указан в Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной, утвержденной Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 №11. В пункте 1 указываются реквизиты грузоотправителя (наименование, адрес, страна). Кроме этих данных перевозчик обязан записать номер телефона и фамилию контактного лица грузоотправителя на случай, если возникнут какие-либо вопросы в процессе перевозки (на таможне, у грузополучателя).

Пункт 2 содержит реквизиты грузополучателя (наименование, адрес, страна). Необходимо также иметь номер телефона грузополучателя для решения возникающих вопросов на таможне при въезде в страну, для поиска офиса получателя в случае плохого владения национальным языком получателя.

В пункте 3 указывается адрес места (страна и место) разгрузки.

В пункте 4 указываются место и дата принятия груза к перевозке. Пункт 5 содержит перечень прилагаемых документов.
Например:

    • счет-фактура (invoice);
  1. счет-фактура (invoice);
    • отгрузочная спецификация;
  1. отгрузочная спецификация;
    • сертификат качества, если грузы имеют промышленное происхождение;ветеринарный сертификат, если грузы имеют животное происхождение;
  1. сертификат качества, если грузы имеют промышленное происхождение;ветеринарный сертификат, если грузы имеют животное происхождение;
  1. карантинный сертификат, если грузы имеют растительное происхождение;
    • карантинный сертификат, если грузы имеют растительное происхождение;
  1. сертификат о происхождении (certificate of origin);
    • сертификат о происхождении (certificate of origin);
    • акт загрузки.
  2. акт загрузки.

В пункт 6 указываются знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых опасных грузов, классифицируемых по Конвенции ДОПОГ.

Пункт 7 содержит количество мест груза. В пункте 8 указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.).Вид тары может указываться сокращенно. В пункте 9 указывается наименование груза. В пункте 10 указывается код груза (не менее четырех знаков) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза .
В пункте 10 указывается код груза (не менее четырех знаков) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза .

В пункте 11 указывается вес брутто в килограммах, т.е.

вес груза с упаковкой, В пункте 12 указывается объем, занимаемый грузом, в кубических метрах, Пункт 13 содержит указания отправителя о наименовании, адресе и других реквизитах таможни, где будут совершаться таможенные операции. В нижней части графы 13 CMR-накладной может указываться объявленная стоимость груза. В пункте 14 указывается государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там.

Например, если по каким-то обстоятельствам полуприцеп был временно оставлен за границей (ремонт в связи с ДТП или после диагностического контроля), то при вывозе его в страну регистрации в пункте 14 CMR-накладной записывается государственный номер регистрации полуприцепа.

В пункте 15 указываются условия оплаты за товар по контракту купли-продажи. В этом пункте указывается международный термин, принятый по “Инкотермс-90”.

Пункт 16 заполняется перевозчиком, как правило, с помощью штампа предприятия, содержащего реквизиты перевозчика (наименование, адрес, телефон, факс). В пункте 17 заполняются реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками. По сравнению с условиями осуществления международных перевозок грузов в странах СНГ новым и обязательным предписанием является предоставление перевозчику права вносить в накладную оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки, Эти оговорки вносятся в пункт 18 CMR-накладной и, с целью единообразия, в виде рекомендации предлагаются следующие формулировки; по автотранспортному средству:

  1. автомобиль без тента;
  2. по согласованию с отправителем;

по упаковке:

  1. упаковка повреждена;
  2. упаковка не отвечает требованиям;
  3. груз без упаковки;

по количеству, маркировке грузовых мест: Проверить невозможно по причине:

  1. погрузка выполнена отправителем;
  2. большого количества мест;
  3. опечатан контейнер;

по принятым грузам:

  1. груз поврежден;
  2. груз подмочен;
  3. груз не защищен от погодных условий и перевозится в таком состоянии под ответственность отправителя;
  4. груз явно в плохом состоянии;
  5. груз подморожен;

по обработке, погрузке, сохранности, разгрузке: Обработка, погрузка осуществляется:

  1. по требованию отправителя.
  2. водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза;

Разгрузка осуществилась:

  1. водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза;
  2. по требованию получателя.
  3. получателем;

Если накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация мест соответствовали указанному в накладной.

В конвенции не указано, что оговорки перевозчика должны быть заверены грузоотправителем.

Оговорки перевозчика должны быть вписаны в первый экземпляр, остающийся у грузоотправителя, а так как страницы CMR-накладной изготовлены из самокопирующейся бумаги, то содержание оговорок отпечатается на всех страницах. Ни в коем случае нельзя вписывать оговорки в оставшиеся экземпляры, если перевозчик не сделал их в первом экземпляре, оставшемся у грузоотправителя. В случае возникновения претензий грузоотправитель легко докажет непорядочность перевозчика, предъявив первый экземпляр CMR-накладной с чистым пунктом 18.

Пункт 19 может быть заполнен только отделом расчетов после завершения перевозки. Часто этот пункт не заполняется.

Особые согласованные условия перевозки оговариваются в пункте 20 CMR-накладной. Например, согласованная с перевозчиком дата доставки груза.

Перевозчик обязан знать, что в случае просрочки в доставке, если заявитель требования докажет, что просрочка нанесла ущерб, перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать провозных платежей. Также может быть указано требование ограничения скорости движения при перевозке негабаритных, тяжеловесных и взрывоопасных грузов, а также запрещение перегрузки и мойки полуприцепа.

В пункте 21 указываются наименование населенного пункта, где составлялась CMR, и дата заполнения. Фактическое время прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки указываются в пункте 22 и заверяются штампом.

Номер путевого листа, фамилия водителя и штамп предприятия перевозчика указываются в пункте 23.

Ставя свою подпись в пункте 23 CMR-накладной, водитель должен знать, что он подписывает договор на перевозку, и обязан убедиться, что условия договора его устраивают. Фактическое время и дата прибытия и убытия из-под разгрузки отмечаются в пункте 24.

Отметка о получении груза делается на третьем и четвертом экземплярах CMR. Обнаруженная при сдаче груза и при проверке количества мест и веса недостача, порча или повреждение груза удостоверяются соответствующими отметками во втором, третьем и четвертом экземплярах CMR-накладной.

При этом составляется акт получения (разгрузки), в котором указывается количество недостающего (испорченного) груза. Акт подписывается комиссией в составе представителя таможни или эксперта торговой палаты, грузополучателя и перевозчика. В пункте 25 отмечаются государственные номера тягача и полуприцепа, загрузившего груз, а в пункте 26 – их марки и модели.

Пункты 27, 28 и 29 оформляются при передаче CMR-накладной в отдел расчетов экспедитора. В Республике Белоруссия – Инструкция о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20 февраля 2012 г. № 11 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 39, 8/25122) Рубрика: , | Метки: , , ,

Товарно-транспортная накладная международного образца

Если международные перевозки осуществляются автомобильным транспортом, то российский участник сделки вправе оформить международный эквивалент товарно-транспортной накладной – СМR.СМR введен Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее – КДПГ).

Она была подписана в Женеве в 1956 году. В нашей стране этот документ действует с 1 декабря 1983 года. Его применяют, если между перевозчиком и отправителем существует договор об автомобильной транспортировке грузов (п.

1 ст. 1 КДПГ), и хотя бы одна из стран (отправления или назначения) подписала КДПГ. В частности, это такие страны как: Россия, Беларусь, Латвия, Литва, Словакия, Турция, Франция и другие государства.Правила оформления CMRВ отличие от российской товарно-транспортной накладной, CMR составляют в трех экземплярах.

Их подписывают грузоотправитель и перевозчик. В некоторых странах существует еще один экземпляр, который предназначен для тарифного контроля.Бывают ситуации, когда груз должен быть перевезен несколькими автомобилями, или в одном автомобиле перевозят грузы разного вида.

Тогда количество накладных должно соответствовать количеству транспортных единиц или количеству видов груза. Это правило действует и в случае, если перевозят несколько партий одинакового груза.Если перевозимый груз является опасным, то отправитель должен точно указать в накладной характер опасности.

Кроме того, в накладной следует описать необходимые меры предосторожности, которые надо предпринять для обеспечения безопасной перевозки.Перед тем, как подписать СМR, перевозчик должен проверить правильность указания количества мест, маркировки, состояние товара и упаковки (п. 1 ст. 8 КДПГ). При транспортировке груза на большие расстояния перевозка может быть поручена последовательно нескольким перевозчикам.

Второй перевозчик и каждый из последующих становятся участниками договора перевозки в силу принятия ими груза и накладной. Перевозчик, принимающий груз, должен отметить свое имя и адрес на втором экземпляре накладной. Если он не удовлетворен их состоянием, то должен сделать в накладной соответствующие отметки.

Если в накладной нет обоснованных перевозчиком оговорок, то считается, что в момент принятия груза перевозчиком груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии.

А также, что число грузовых мест, их маркировка и номера соответствовали указаниям в накладной.Вместе с международной ТТН перевозчику передают: отгрузочную спецификацию, фактуру–спецификацию, сертификат о качестве, карантинный и ветеринарный сертификаты (п. 6 Перечня документов, утвержденного Минтрансом РФ 27 октября 1998 г.

далее – Перечень). Они должны находиться на автотранспортном средстве при осуществлении международных перевозок.

Их предъявляют в соответствующих случаях проверки. До начала перевозки отправитель обязан присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика документы, необходимые для выполнения таможенных и иных формальностей.Международная ТТН должна содержать «стандартные» данные, такие же, как и в российской накладной (дату документа, наименование и адрес отправителя и перевозчика, указание места, даты принятия груза и места, предназначенного для его доставки, наименование и адрес получателя и т.д.).

Помимо этого, в СМR нужно указывать (п. 1 ст. 6 КДПГ):

  1. инструкции, которые понадобятся при пересечении границы, оформлении таможенных документов;
  2. платежи, связанных с перевозкой (таможенные пошлины и сборы и т.д.) и другие платежи, взимаемые с момента заключения договора до сдачи груза;
  3. принятое обозначение характера груза и род его упаковки;

Так же накладная может содержать (п. 2 ст. 6 КДПГ):

  1. сумму платежа, подлежащего оплате при сдаче груза;
  2. объявленную стоимость груза;
  3. инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
  4. согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена;
  5. перечень документов, переданных перевозчику.
  6. указание, что перегрузка не разрешается;
  7. указание платежей, которые отправитель обязан оплатить;

Возмещение НДСЕсли пункт отправления (назначения) груза расположены за пределами России, то услуги по перевозке облагаются НДС по нулевой ставке (подп.

4 п. 1 ст. 164 НК РФ)Для того, чтобы получить вычет по НДС организации должны подать в налоговую ряд документов, в числе которых и международная товарно-транспортная накладная (подп. 2 п. 6 ст. 165 НК РФ). Но совсем не обязательно заполнять все реквизиты СМR.

Так, если на документе имеются отметки «Выпуск разрешен» («Товар вывезен»), то можно не прописывать информацию о путевом листе, стоимости груза, фамилии водителя, дате получения груза, подпись и штамп получателя.

Об этом сообщили судьи (постановление ФАС Московского округа от 18 мая 2006 г. по делу № КА-А40/4132-06). Арбитры указали на то, что ни Таможенный Кодекс, ни КДПГ не содержат перечня реквизитов, отсутствие которых влечет недействительность товарно-транспортной накладной.Однако, если на международных ТТН не будет отметок пограничного таможенного органа (подп.

4 п. 1 статьи 165 НК РФ), которые подтверждают ввоз и вывоз товаров, обращение в суд не поможет (постановление Президиума ВАС от 21 сентября 2005 г.

№ 4152/05). Это относится даже к той ситуации, когда компания представит документы с необходимыми отметками непосредственно в зале суда.Заметим, судьи считают, что СМR и все прилагаемые к ней документы можно составлять на иностранном языке, без перевода на русский. Но, инспекторы вправе потребовать перевод при камеральной проверке (ст. 88 НК РФ). Если же налоговики этого не сделают, то отказать в вычете по НДС ревизоры не вправе.

К такому выводу пришли арбитры Московского округа (постановление ФАС от 5 июля 2005 г. по делу № КА-А40/5834-05). Несмотря на мнение судей, хотелось бы посоветовать изначально делать построчный перевод на русский язык.

Ведь в пункте 6 Перечня ясно и четко прописано требование оформлять ТТН на двух языках.между деломЕсли перевозка осуществляется из Москвы в Калининград, то, несмотря на неоднократное пересечение сухопутной границы, транспортировка считается внутренней.

Значит, заполнять СМR не нужно. Таблица. Порядок заполнения граф CMRГрафа 1Наименование и полный адрес (страна, город, индекс, улица, номер дома, строения) фирмы-отправителя. Если товар отправляется по поручению контрактодержателя – третьей компанией, то указывают название этой организации и делают приписку: «По поручению».

(«by order», «on behalf»). Одно из этих наименований обязательно должно фигурировать в инвойсе (счета–фактуры, счета–проформы).Графа 2 Наименование фирмы-получателя, её полный адрес.Графа 3 Адрес места окончательной разгрузки товара (склад фирмы–получателя). В случае отправки груза на таможенного брокера делается дописка «Для фирмы ___».Графа 4 Адрес места погрузки товара и дата погрузки.Графа 5Номера инвойсов, ветеринарного, фитосанитарного сертификатов (если они нужны).Графа 6. 7. 8. 9.10. 11. 12.Количество мест, род упаковки, наименование товаров, коды ТН ВЭД по каждой группе товаров, вес брутто.

Данные этого раздела должны точно соответствовать сведениям, которые указаны в инвойсе и упаковочном листе.

При большом количестве наименований возможно указание объединенного названия со ссылкой: «Расшифровку смотри в инвойсе». Желательно указывать расшифровку веса по каждому коду ТН ВЭД.Графа 13Таможенный орган получателя (таможня, таможенный пост и код таможенного поста), склад временного хранения или таможенный склад, его адрес и номер лицензии (желательно с датой окончания срока действия лицензии).Графа 15 Условия поставки по «Инкотермс – 2000»Графа 16Наименование перевозчика, его адрес.

В этой графе перевозчик ставит свою печать.Графа 17Реквизиты агента (экспедитора), который контролирует перевозку.Графа 20Для отметок получателя. Дата получения груза, его печать.Графа 21Дата заполнения СМR.Графа 25, 26Регистрационные номера тягача и прицепа. Материал предоставлен журналом .

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Международная товарно-транспортная накладная

В отличие от российской товарно-транспортной накладной международную товарно-транспортную накладную (CMR) составляют в трех экземплярах. Их подписывают грузоотправитель и перевозчик.

В некоторых странах существует еще один экземпляр, который предназначен для тарифного контроля. Бывают ситуации, когда груз должен быть перевезен несколькими автомобилями, или в одном автомобиле перевозят грузы разного вида. Тогда количество накладных должно соответствовать количеству транспортных единиц или количеству видов груза.

Это правило действует и в случае, если перевозят несколько партий одинакового груза. Если перевозимый груз является опасным, то отправитель должен точно указать в накладной характер опасности. Кроме того, в накладной следует описать необходимые меры предосторожности, которые надо предпринять для обеспечения безопасной перевозки.

Перед тем, как подписать СМR, перевозчик должен проверить правильность указания количества мест, маркировки, состояние товара и упаковки. При транспортировке груза на большие расстояния перевозка может быть поручена последовательно нескольким перевозчикам.

Второй перевозчик и каждый из последующих становятся участниками договора перевозки в силу принятия ими груза и накладной. Перевозчик, принимающий груз, должен отметить свое имя и адрес на втором экземпляре накладной.

Если он не удовлетворен их состоянием, то должен сделать в накладной соответствующие отметки. Если в накладной нет обоснованных перевозчиком оговорок, то считается, что в момент принятия груза перевозчиком груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии.

А также, что число грузовых мест, их маркировка и номера соответствовали указаниям в накладной.

Международная ТТН должна содержать «стандартные» данные, такие же, как и в российской накладной (дату документа, наименование и адрес отправителя и перевозчика, указание места, даты принятия груза и места, предназначенного для его доставки, наименование и адрес получателя и т.д.).

Помимо этого, в СМR нужно указывать:

  1. платежи, связанных с перевозкой (таможенные пошлины и сборы и т.д.) и другие платежи, взимаемые с момента заключения договора до сдачи груза;
  2. принятое обозначение характера груза и род его упаковки;
  3. инструкции, которые понадобятся при пересечении границы, оформлении таможенных документов.

Так же накладная может содержать:

  1. указание платежей, которые отправитель обязан оплатить;
  2. объявленную стоимость груза;
  3. сумму платежа, подлежащего оплате при сдаче груза;
  4. указание, что перегрузка не разрешается;
  5. согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена;
  6. перечень документов, переданных перевозчику.
  7. инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;

Правила заполнения международной товарно-транспортной накладной: В пункте 1 указываются реквизиты грузоотправителя (наименование, адрес, страна). Кроме этих данных перевозчик обязан записать номер телефона и фамилию контактного лица грузоотправителя на случай, если возникнут какие-либо вопросы в процессе перевозки (на таможне, у грузополучателя).

Пункт 2 содержит реквизиты грузополучателя (наименование, адрес, страна). Необходимо также иметь номер телефона грузополучателя для решения возникающих вопросов на таможне при въезде в страну, для поиска офиса получателя в случае плохого владения национальным языком получателя. В пункте 3 указывается адрес места разгрузки.

Если адрес места разгрузки совпадает с адресом грузополучателя, то у перевозчика не должно возникать особых вопросов.

Но, как правило, у 50% отправителей адрес места разгрузки не совпадает с адресом грузополучателя.

Это связано с тем, что груз направляется сразу на филиал, склад или магазин.

В данном случае перевозчику необходимо иметь номер телефона места разгрузки, а если получатель и место разгрузки находятся в разных городах, то сразу же у грузоотправителя уточнить маршрут движения, выяснив, необходимо ли заезжать к грузополучателю или сразу ехать по адресу места разгрузки. В пункте 4 указываются место и дата погрузки груза.

Пункт 5 содержит перечень прилагаемых документов. К ним относятся:

  1. акт загрузки.
  2. счет-фактура (invoice);
  3. карантинный сертификат, если грузы имеют растительное происхождение;
  4. сертификат качества, если грузы имеют промышленное происхождение;
  5. отгрузочная спецификация;
  6. ветеринарный сертификат, если грузы имеют животное происхождение;
  7. сертификат о происхождении (certificate of origin);

В пункт 6 заносятся знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых опасных грузов, классифицируемых по Конвенции ДОПОГ. Пункт 7 содержит количество мест груза.

Как правило, до 90% всех грузов, перевозимых автомобилями, находятся на поддонах и для перевозчика наиболее приемлемым является, если в пункте 7 будет указано количество поддонов. Это число легко проверить, определив количество рядов поддонов и умножив на два (в грузовом отделении в ряд становится два поддона).

В пункте 8 указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.). Наименование груза указывается в пункте 9.

В пункте 10 указывается код груза по классификации. В пункте 11 указывается вес брутто в килограммах, т.е.

вес груза с упаковкой, а в пункте 12 указывается объем, занимаемый грузом, в кубических метрах, Пункт 13 — указания отправителя (таможенная и прочая обработка), в данном пункте содержатся реквизиты контракта купли-продажи груза (номер и дата заключения контракта) и, если на вывоз товара потребуется лицензия или разрешение, указываются реквизиты этих документов.

На поле пункта 13 изображен конверт.

Какой смысл этого изображения?

Дело в том, что по одному экземпляру контракта купли-продажи товара, лицензии или разрешения на вывоз товара из страны должно быть предоставлено на таможне, где будет происходить таможенное оформление груза.

Изображение конверта должно напомнить грузоотправителю и перевозчику, что указанные документы должны быть на таможне, и если они почему-либо не отправлены, то грузоотправитель передаст их в конверте через перевозчика. В нижней части пункта 13 указана объявленная стоимость груза.

В соответствии со статьей 23 (пункт 3) Конвенции КДПГ установлен предел ответственности перевозчика, ограничивающий сумму возмещения в пределах $12 за один килограмм недостающего веса брутто (8,33х1,46=$12,16).

Однако пунктом 6 статьи 23 предусмотрено, что более значительное по своему размеру возмещение может быть потребовано с перевозчика в том случае, если в соответствии со статьями 24 и 26 была объявлена стоимость груза, В случае объявления стоимости груза, превышающей предел, указанный в пункте 3 статьи 23, объявленная стоимость заменяет этот предел. Конвенцией предусмотрено, что при объявлении стоимости груза, превышающей предел ответственности, перевозчику полагается дополнительный фрахт на оплату конвоя сопровождения.

В пункте 14 указывается государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после времен­ного пребывания там. Например, если по каким-то обстоятельствам полуприцеп был временно оставлен за границей (ремонт в связи с ДТП или после диагностического контроля), то при вывозе его в страну регистра­ции в пункте 14 CMR записывается государственный номер регистрации полуприцепа.

В пункте 15 указываются условия оплаты за товар по контракту купли-продажи. В этом пункте указывается международный термин, принятый по «Инкотермс-90». Пункт 16 заполняется перевозчиком, как правило, с помощью штампа предприятия, содержащего реквизиты перевозчика (наименование, адрес, телефон, факс).

В пункте 17 заполняются реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками.

По сравнению с условиями осуществления международных перевозок грузов в странах СНГ новым и обязательным предписанием является предоставление перевозчику права вносить в накладную оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки, Эти оговорки вносятся в пункт 18 накладной и, с целью единообразия, в виде рекомендации предлагаются следующие формулировки;

  1. по автотранспортному средству:

А) автомобиль без тента; Б) по согласованию с отправителем;

  1. по упаковке:

А) груз без упаковки; Б) упаковка повреждена; В) упаковка не отвечает требованиям;

  1. по количеству, маркировке грузовых мест:

Проверить невозможно по причине: А) погрузка выполнена отправителем; B) большого количества мест; С) опечатан контейнер;

  1. по принятым грузам:

А) груз явно в плохом состоянии; Б) груз поврежден; В) груз подмочен; Г) груз подморожен; Д) груз не защищен от погодных условий и перевозится в таком состоянии под ответственность отправителя;

  1. по обработке, погрузке, сохранности, разгрузке:

Обработка, погрузка осуществляется:

  1. водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза;
  2. по требованию отправителя.

Разгрузка осуществилась:

  1. по требованию получателя.
  2. получателем;
  3. водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза;

Если накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация мест соответствовали указанному в накладной. В конвенции не указано, что оговорки перевозчика должны быть заверены грузоотправителем. Оговорки перевозчика должны быть вписаны в первый экземпляр, остающийся у грузоотправителя, а так как страницы CMR изготовлены из самокопирующейся бумаги, то содержание оговорок отпечатается на всех страницах.

Ни в коем случае нельзя вписывать оговорки в оставшиеся экземпляры, если перевозчик не сделал их в первом экземпляре, оставшемся у грузоотправителя.

В случае возникновения претензий грузоотправитель легко докажет непорядочность перевозчика, предъявив первый экземпляр CMR с чистым пунктом 18. Пункт 19 может быть заполнен только отделом расчетов после завершения перевозки.

Однако, в настоящее время размер фрахта устанавливается на договорных началах и поэтому, как правило, пункт 19 не заполняется. Особые согласованные условия перевозки оговариваются в пункте 20 CMR.

В этом пункте указывается температура в камере рефрижератора, при которой должен доставляться скоропортящийся груз. В этой же графе может быть указана согласованная с перевозчиком дата доставки груза.

Перевозчик обязан знать, что в случае просрочки в доставке, если заявитель требования докажет, что просрочка нанесла ущерб, перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать провозных платежей (статья 23, пункт 5). В пункте 20 может быть также указано ограничение скорости движения при перевозке негабаритных, тяжеловесных и взрывоопасных грузов, а также запрещение перегрузки и мойки полуприцепа.

В пункте 21 указываются наименование населенного пункта, где составлялась CMR, и дата заполнения.

Фактическое время прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки указываются в пункте 22 и заверяются штампом. Номер путевого листа, фамилия водителя и штамп предприятия перевозчика указываются в пункте 23. Ставя свою подпись в пункте 23 накладной CMR, водитель должен знать, что он подписывает договор на перевозку, и обязан убедиться, что условия договора его устраивают.

Фактическое время и дата прибытия и убытия из-под разгрузки отмечаются в пункте 24. Отметка о получении груза делается на третьем и четвертом экземплярах CMR. Обнаруженная при сдаче груза и при проверке количества мест и веса недостача, порча или повреждение груза удостоверяются соответствующими отметками во втором, третьем и четвертом экземплярах CMR.

При этом составляется акт получения (разгрузки), в котором указывается количество недостающего (испорченного) груза. Акт подписывается комиссией в составе представителя таможни или эксперта торговой палаты, грузополучателя и перевозчика.

В пункте 25 отмечаются государственные номера тягача и полуприцепа, загрузившего груз, а в пункте 26 — их марки и модели.

Пункты 27, 28 и 29 оформляются при передаче CMR в отдел расчетов экспедитора. Скачать документРазмер 85 KB

Преимущества и недостатки

Относительно страхования ходит много споров и обсуждений. Если подводить какие-то итоги на этот счёт, то можно сделать некоторые выводы касательно сильных и слабых сторон такого решения.

К преимуществам стоит отнести два основных пункта:

  • Финансовые гарантии. Они просто необходимы, если груз похищают или теряют, а это происходит по вине самого перевозчика. Это полезно для самой транспортной компании, если уставной капитал организации в несколько раз меньше потенциальных убытков.
  • Престижность и уровень доверия. Наличие у грузоперевозчика страховки повышает её статус в глазах потенциальных клиентов. Если компания идёт на такой шаг, то это подтверждает её добросовестность и жизнеспособность. У клиентов нет опасений, что компания фиктивная, и в любой момент может исчезнуть.

Но делать поспешные выводы не стоит. Есть ещё и обратная сторона страхования ответственности.

Недостатками можно считать следующие моменты:

  • Ограничения ответственности. Обусловлено устанавливаемыми лимитами, а также действующим законодательством.
  • Страховые компании могут попросту не выплатить компенсацию в соответствии с договором. Это особенно вероятно в ситуациях, когда груз теряется или ему наносится ущерб по вине третьих сторон. Такое происходит, если грузовой транспорт попадает в ДТП.
  • Время. Чтобы подготовить все документы и получить положенные по страховке выплаты, требуется потратить достаточно много времени и сил. Процедура трудоёмкая, потому к ней следует быть заранее подготовленным.

Практика наглядно доказывает, что в плане страховка имеет скорее больше преимуществ, нежели недостатков. Для грузоперевозчика наличие полиса гарантирует большой поток потенциальных клиентов. Многие заказчики попросту не готовы сотрудничать с компанией, у которой нет договорённостей с ответственной страховой организацией.

Для некоторых это важнейшее правило при выборе грузоперевозчика.

Транспортная накладная CMR (ЦМР)

— транспортный документ, наиболее широко используемый при международных перевозках грузов автомобильным транспортом. Транспортная накладная CMR выписывается для подтверждения заключения договора перевозки, который определяет ответственность отправителя, перевозчика и получателя товара.

Подтверждает, что груз в момент принятия находился в надлежащем состоянии, в целой упаковке, маркировка и число мест соответствует указанным в накладной.

В то же время накладная CMR не является товарораспорядительным документом.

Груз выдается указанному в ней грузополучателю.Транспортная накладная CMR действует на основании Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), которая содержит общие данные о виде, содержании, и правилах заполнения накладной. В соответствии с КДПГ накладная составляется как минимум в трех экземплярах, и подписывается отправителем и перевозчиком. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй — сопровождает груз, третий — остается у перевозчика.

Количество остальных экземпляров зависит от количества стран транзита, через которые следует груз.Основные пункты транспортной накладной CMR (ЦМР):1) Заполняет грузоотправитель (Пункты 1–15, 21, 22).Пункт 1. Указываются данные грузоотправителя (наименование, страна, адрес, телефоны). Если отправка происходит по поручению третьей стороны – добавляется – «по поручению» и указывается юридическое название этой третьей стороны.Пункт 2.

Данные грузополучателя (наименование, страна, адрес, телефоны).Пункт 3. Страна и точный адрес разгрузки — точки доставки груза.Пункт 4. Время погрузки, страна и точный адрес — точки отправления груза.Пункт 5.

Перечень документов на груз, идущих в комплекте с накладной CMR: номер книжки МДП (TIR), инвойс (invoice), упаковочный лист, если грузы имеют промышленное происхождение — сертификат качества, если грузы имеют животное происхождение — ветеринарный сертификат; если грузы имеют растительное происхождение — карантинный сертификат; сертификат страны происхождения товара.Пункт 6. Знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых грузов, в том числе опасных, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).Пункт 7.

Количество мест.Пункт 8. Описание упаковки груза (паллеты, ящики, коробки, и т.д.).Пункт 9. Наименование груза.Пункт 10. Код ТН ВЭД.Пункт 11.

Вес брутто.Пункт 12. Объем.Пункт 13.

Адрес таможенного оформления груза.Пункт 15. Условия поставки по Инкотермс.Пункт 21. Дата и место заполнения CMR.Пункт 22.

Фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки.Данные заверяются отправителем подписью (с расшифровкой) и штампом.2) Заполняет перевозчик.

(16–19, 23, 25–29).Пункт 16. Данные перевозчика (наименование, страна, адрес, телефоны). Удостоверяется печатью перевозчика.Пункт 17. Реквизиты всех перевозчиков задействованных в перевозке.Пункт 18.

Оговорки перевозчика о внешнем состоянии груза, состоянии упаковки и качестве крепления. Если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то Согласно КДПГ — считается, что, в момент принятия груза перевозчиком, груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии, число маркировка и нумерация грузовых мест, совпадает с указанными в накладной.Пункт 19, 27, 28, 29. Перевозчик заполняет по окончании перевозки.Пункт 20.

Дополнительно согласованные условия перевозки (температурный режим груза, скоростной режим, специальные условия перевозки опасных и не габаритных грузов и т.д.).Пункт 23.

Подпись, принявшего груз к перевозке водителя — экспедитора. Штамп и подпись перевозчика. 3) Заполняет грузополучатель, после получения груза.Пункт 24.

Указывается дата и точное время прибытия автомобиля для разгрузки, и дата время — убытия после разгрузки. Ставится подпись и штамп грузополучателя, чем подтверждается факт приемки груза.Пункт 25, 26. Регистрационные номера тягача и прицепа.

Документооборот международных перевозок автомобильным транспортом

Требование о составлении накладной при заключении договора перевозки груза из одной страны в другую, c перечнем сведений в этом документе, установлены Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, подписанной в Женеве 19.05.1956.

В настоящее время наиболее распространено применение накладной CMR (иногда заменяют латинский алфавит на русский и пишут «смр-накладная»). Бланк смр, международной транспортной накладной, заполняется по правилам, приведенным в Письме ФТС России от 02.05.2012 № 04-30/22006. CMR-накладная имеет российский аналог — речь идет о товарно-транспортной накладной (ТТН).

Но в первом документе имеется наиболее подробная информация о международной перевозке. Но российский продавец, заключающий договор перевозки товара за пределы территории РФ, не сможет воспользоваться ТТН — надо оформить накладную по международным правилам. Международной перевозка называется в том случае, если погрузка товара происходила в одной стране, а сдача груза — в другой (перевозка из Петербурга в Калининград, несмотря на пересечение границы, не требует оформления CMR).

В машине перевозчика, помимо накладной, обязаны находиться и другие прилагаемые к ней документы:

  1. отгрузочная спецификация;
  2. карантинный сертификат;
  3. сертификат о качестве и т. д.

При этом все документы составляются на русском или на одном из иностранных языков.