Можно ли за год амортизировать новый легкового автомобиля

Можно ли за год амортизировать новый легкового автомобиля

Как начислять амортизацию по автомобилю


Автомобили, которые соответствуют , переносят свою стоимость на затраты через амортизацию. Начало и прекращение начисления амортизации Начислять амортизацию нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль был принят к учету в качестве основного средства (п. 21 ПБУ 6/01). В дальнейшем амортизацию начисляйте ежемесячно независимо от результатов деятельности организации (п.

19, 24 ПБУ 6/01). Прекращать начисление амортизации нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль выбыл или полностью погасил свою стоимость (п. 22 ПБУ 6/01). Приостановление начисления амортизации Иногда начисление амортизации может быть приостановлено. В частности, амортизация не начисляется: — за период консервации автомобиля продолжительностью более трех месяцев; — за период восстановления (реконструкции, ремонта или модернизации) автомобиля продолжительностью более 12 месяцев.

Такой порядок предусмотрен пунктами 23 и 26 ПБУ 6/01.

Полный перечень случаев, в которых начисление амортизации приостанавливается, представлен в . Способы начисления В бухучете амортизацию можно начислять: — линейным способом; — способом уменьшаемого остатка; — способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; — способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Любой из перечисленных можно применять к автомобилям без ограничений. Однако после ввода автомобиля в эксплуатацию изменить выбранный способ начисления амортизации нельзя (п. 18 ПБУ 6/01). Применять повышающие (понижающие) коэффициенты к нормам амортизации можно только при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка.

18 ПБУ 6/01). Применять повышающие (понижающие) коэффициенты к нормам амортизации можно только при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка. Максимальная величина повышающего коэффициента – 3,0 (п.

19 ПБУ 6/01). Для расчета амортизации нужно знать первоначальную стоимость автомобиля (восстановительную, если он переоценивался) и срок его полезного использования. Перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства, приведен в .

Срок полезного использования Срок полезного использования определите при вводе автомобиля в эксплуатацию исходя из следующего: — срока, в течение которого автомобиль планируется использовать в деятельности, связанной с извлечением доходов; — предполагаемых условий эксплуатации автомобиля. Об этом сказано в пункте 20 ПБУ 6/01.

Также срок полезного использования можно определить на основании Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г.

№ 1). Перечень амортизационных групп, в состав которых включаются автомобили различных категорий, приведен в .

Бухучет В зависимости от характера использования автомобиля начисленная по нему амортизация включается либо в состав расходов по обычным видам деятельности, либо в состав прочих расходов, либо в состав капитальных вложений. При этом выполняется проводка: Дебет 20 (26, 44, 91-2, 08.) Кредит 02 – начислена амортизация по автомобилю. Если организация провела () автомобиля, то меняется его первоначальная стоимость, а в некоторых случаях и срок полезного использования.

Эти изменения могут повлечь за собой изменение суммы ежемесячных амортизационных отчислений. ОСНО Если организация применяет общую систему налогообложения, амортизацию по автомобилю начисляйте по правилам, установленным главой 25 Налогового кодекса РФ. В налоговом учете начислять амортизацию можно одним из двух способов: — ; — .

С начала очередного налогового периода организация вправе изменить выбранный метод начисления амортизации. При этом перейти с нелинейного на линейный метод начисления амортизации можно не раньше чем через пять лет после начала его применения. Об этом сказано в пункте 1 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

Чтобы рассчитать амортизацию по автомобилю, нужно определить срок его полезного использования. Сделать это можно на основании Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г.

№ 1. Перечень амортизационных групп, в состав которых включаются автомобили различных категорий, приведен в . Начисление амортизации до регистрации Ситуация: можно ли для расчета налога на прибыль начислять амортизацию по автомобилю до его регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора)? Ответ: да, можно. Основные средства (в т.

ч. автомобиль) признаются амортизируемым имуществом для целей налогового учета, если они соответствуют всем необходимым для того требованиям (п. 1 ст. 256 НК РФ). Амортизацию по ним следует начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имущество было введено в эксплуатацию (п.

4 ст. 259 НК РФ). Соответственно, начислять амортизацию по автомобилю нужно с месяца, следующего за тем, в котором он был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Начисление амортизации после снятия с регистрации Ситуация: можно ли в бухгалтерском и налоговом учете продолжать начислять амортизацию по автомобилю после снятия его с регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора)?

Автомобиль продолжает числиться на балансе организации. Ответ: да, можно, если в дальнейшем автомобиль будет использоваться в деятельности организации. Это объясняется следующим образом.

Одним из критериев включения автомобиля в состав основных средств (в бухучете) и в состав амортизируемого имущества (в налоговом учете) является использование его в деятельности, направленной на получение дохода организации. Это следует из положений пункта 4 ПБУ 6/01, пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Списание основного средства с учета производится при прекращении хотя бы одного из условий принятия актива к учету.

Таким образом, основное средство, которое не предназначено для использования в деятельности организации (не способно приносить организации доход в будущем), подлежит списанию. При этом необходимость списания с учета такого основного средства не связано с фактом его снятия с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора).

Аналогичные разъяснения в отношении объектов недвижимости содержатся в письме Минфина России от 22 марта 2011 г. № 07-02-10/20. Исходя из этого можно сделать вывод: если автомобиль после снятия его с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора) не будет в дальнейшем использоваться в деятельности организации, то он выбывает из состава основных средств (амортизируемого имущества). Амортизацию по такому автомобилю прекратите начислять с месяца, следующего за месяцем снятия его с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора).

Это следует из положений пункта 22 ПБУ 6/01, пункта 5 статьи 259.1, пункта 10 статьи 259.2 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/468. Например, такая ситуация может возникнуть, когда автомобиль снимается с учета с целью его дальнейшей продажи.

Тогда с момента принятия решения о продаже автомобиля исключите его из состава амортизируемых основных средств. Если автомобиль снят с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора), но в дальнейшем планируется его использование в деятельности организации, то из состава основных средств (амортизируемого имущества) он не выбывает.

В этом случае начислять амортизацию не прекращайте.

Такая ситуация возможна, например, когда изменяется место регистрации автомобиля при его передаче из организации в филиал.

Применение понижающего коэффициента До 1 января 2009 года все организации должны были применять понижающий коэффициент 0,5 при начислении амортизации: — по легковым автомобилям, первоначальная стоимость которых более 600 000 руб.; — по пассажирским микроавтобусам, первоначальная стоимость которых более 800 000 руб.

С 1 января 2009 года этот коэффициент не применяется (ст. 27.2 Закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ). Таким образом, начиная с 1 января 2009 года амортизацию по названным основным средствам нужно начислять по основным нормам, независимо от того, когда они были введены в эксплуатацию.

При этом организация вправе к основной норме применить понижающий коэффициент (п. 4 ст. 259.3 НК РФ). Амортизация бывших в эксплуатации автомобилей Если автомобиль, приобретенный организацией, в течение определенного периода находился в эксплуатации у прежнего владельца, то при расчете амортизации линейным методом срок его полезного использования можно уменьшить на продолжительность этого периода (абз.

1 п. 7 ст. 258 НК РФ). При нелинейном методе автомобиль, бывший в эксплуатации, нужно включить в ту амортизационную группу, в которую он был включен у предыдущего собственника (п.

12 ст. 258 НК РФ). . Разницы по ПБУ 18/02 Из-за различий в правилах амортизации имущества в бухгалтерском и налоговом учете суммы амортизационных отчислений, которые включаются в расходы при определении балансовой и налогооблагаемой прибыли, могут не совпадать. В частности, размер амортизационных отчислений будет различным: — если различается первоначальная стоимость автомобиля; — если организация применяет разные способы начисления амортизации; — если по одному и тому же объекту установлены разные сроки полезного использования; — если при начислении амортизации применяются разные повышающие (понижающие) коэффициенты; — если организация рассчитывает налог на прибыль кассовым методом и ввела в эксплуатацию неоплаченный автомобиль.
В частности, размер амортизационных отчислений будет различным: — если различается первоначальная стоимость автомобиля; — если организация применяет разные способы начисления амортизации; — если по одному и тому же объекту установлены разные сроки полезного использования; — если при начислении амортизации применяются разные повышающие (понижающие) коэффициенты; — если организация рассчитывает налог на прибыль кассовым методом и ввела в эксплуатацию неоплаченный автомобиль.

В каждом из этих случаев будут возникать постоянные или временные разницы (п. 3 ПБУ 18/02). Поэтому в бухучете придется отражать постоянные или отложенные налоговые активы (обязательства). Такие правила установлены пунктом 3 ПБУ 18/02.

Пример образования постоянных и временных разниц в связи с различными способами начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете Организация «Альфа» приобрело легковой автомобиль и ввело его в эксплуатацию в декабре 2013 года.

Дальнейшая перепродажа автомобиля не планировалась. Первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете – 200 000 руб.

При определении срока полезного использования организация применяет Классификацию основных средств, утвержденную постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Автомобиль включается в третью амортизационную группу. Установленный срок полезного использования – 4 года.

Согласно учетной политике, амортизация по транспортным средствам начисляется: — в бухучете – способом по сумме чисел лет срока полезного использования; — в налоговом учете – линейным методом.

В июне 2015 года «Альфа» безвозмездно передала автомобиль детскому дому. В бухучете амортизация по автомобилю была начислена в следующих размерах. Сумма чисел лет срока полезного использования равна: 1 + 2 + 3 + 4 = 10. В 2014 году (первый год эксплуатации): — годовая сумма амортизации – 80 000 руб.
В 2014 году (первый год эксплуатации): — годовая сумма амортизации – 80 000 руб.

(4 : 10 × 200 000 руб.); — месячная сумма амортизации – 6667 руб. (80 000 руб. : 12 мес.). В 2015 году (второй год эксплуатации): — годовая сумма амортизации – 60 000 руб.

(3 : 10 × 200 000 руб.); — месячная сумма амортизации – 5000 руб.

(60 000 руб. : 12 мес.). В 2015 году амортизация начисляется с января по июнь. Сумма начисленной амортизации составляет: 6 мес.

× 5000 руб. = 30 000 руб. За весь период эксплуатации автомобиля в бухучете по нему была начислена амортизация в сумме: 80 000 руб. + 30 000 руб. = 110 000 руб. Остаточная стоимость автомобиля в бухучете на момент выбытия равна: 200 000 руб. – 110 000 руб. = 90 000 руб. В налоговом учете сумма ежемесячных амортизационных отчислений была одинакова и составляла: 200 000 руб.

: 48 мес. = 4167 руб./мес. Общая сумма амортизации, начисленной в налоговом учете за весь период эксплуатации автомобиля (18 месяцев), составляет: 200 000 руб. : 48 мес. × 18 мес. = 75 000 руб. Остаточная стоимость автомобиля в налоговом учете на момент выбытия равна: 200 000 руб.

– 75 000 руб. = 125 000 руб. В бухучете амортизация начисляется в большем размере, чем в налоговом. Поэтому возникают вычитаемые временные разницы. В 2014 году ежемесячная сумма вычитаемой временной разницы составляет: 6667 руб.

– 4167 руб. = 2500 руб. Ежемесячно эта разница приводит к появлению отложенного налогового актива: Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 500 руб. (2500 руб. × 20%) – отражено появление отложенного налогового актива.

В 2015 году (с января по июнь) ежемесячная сумма вычитаемой временной разницы составляет: 5000 руб.

– 4167 руб. = 833 руб. Ежемесячно эта разница приводит к появлению отложенного налогового актива: Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 167 руб. (833 руб. × 20%) – отражено появление отложенного налогового актива. Общая сумма отложенных налоговых активов за полтора года эксплуатации автомобиля равна: 500 руб.

× 12 мес. + 167 руб. × 6 мес. = 7002 руб. При выбытии автомобиля бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующие записи: Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» – 200 000 руб.

– списана первоначальная стоимость автомобиля; Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» – 110 000 руб. – списана сумма начисленной амортизации по выбывающему автомобилю; Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» – 90 000 руб. (200 000 руб. – 110 000 руб.) – отражена в составе прочих расходов остаточная стоимость автомобиля; Дебет 99 Кредит 09 – 7002 руб.

– списан отложенный налоговый актив с разницы в суммах амортизации, начисленной в бухгалтерском и налоговом учете. При расчете налога на прибыль расходы в виде остаточной стоимости безвозмездно переданных основных средств не учитываются.

Поэтому возникает постоянная разница в размере 90 000 руб., которая приводит к образованию постоянного налогового обязательства.

Бухгалтер «Альфы» отразил его проводкой: Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 18 000 руб. (90 000 руб. × 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство, связанное с выбытием автомобиля.

Эксплуатация самортизированного автомобиля Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль зарплату водителя, отчисления с нее, а также стоимость ГСМ, если у автомобиля, на котором ездит сотрудник (водитель), закончился срок эксплуатации (вся стоимость автомобиля списана на расходы)? Ответ: да, можно. Действующее законодательство не запрещает использовать имущество, по которому полностью начислена амортизация. Следовательно, ограничения на то, чтобы включить в расходы ГСМ, зарплату водителя, начисленные с нее взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, отсутствуют.

Главное, чтобы автомобиль использовался в деятельности, направленной на получение дохода. Такой порядок следует из пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. УСН Для расчета единого налога организации, применяющие упрощенку, амортизацию не начисляют.

Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то стоимость приобретенных автомобилей уменьшает налоговую базу в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Если организация платит единый налог с доходов, такие расходы на расчет налоговой базы не влияют.

Поскольку при данном объекте налогообложения не учитываются никаких расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Независимо от выбранного объекта налогообложения организации, применяющие упрощенку, обязаны вести бухучет в полном объеме, в том числе и объектов основных средств (ст.

2, 5 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Следовательно, в бухучете они обязаны начислять амортизацию по правилам, установленным ПБУ 6/01. Организация обязана оформить первичную документацию и регистры бухучета.

Формы документов по учету основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. Учетные регистры можно составить в произвольной форме.

ЕНВД Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п.

1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы суммы и порядок начисления амортизации по автомобилю не влияют.

При этом организации, уплачивающие ЕНВД, должны вести бухучет в полном объеме.

Следовательно, в бухучете они обязаны начислять амортизацию по правилам, установленным ПБУ 6/01. ОСНО и ЕНВД Амортизацию по автомобилю учитывайте по правилам того режима налогообложения, в деятельности на котором используется данное основное средство.

Если автомобиль одновременно используется в обоих видах деятельности, то амортизационные отчисления по нему нужно распределить.

Такой порядок установлен пунктом 9 статьи 274 и пунктом 7 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. Пример распределения амортизации по основному средству, которое одновременно используется в разных видах деятельности. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД ООО «Торговая фирма Гермес» в январе приобрело и ввело в эксплуатацию легковой автомобиль, который одновременно используется в обоих видах деятельности.

Налог на прибыль «Гермес» начисляет ежемесячно методом начисления. В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода. В бухгалтерском и налоговом учете организация применяет линейный способ амортизации.

При вводе автомобиля в эксплуатацию в бухгалтерском и налоговом учете были определены одинаковые: — первоначальная стоимость – 288 000 руб.; — срок полезного использования – 4 года (48 месяцев). В бухучете годовая норма амортизации автомобиля равна: 1 : 4 года × 100% = 25%. Годовая сумма амортизационных отчислений составляет: 288 000 руб.
Годовая сумма амортизационных отчислений составляет: 288 000 руб.

× 25% = 72 000 руб. Сумма ежемесячных амортизационных отчислений равна: 72 000 руб. : 12 мес. = 6000 руб. В налоговом учете сумма ежемесячной амортизации автомобиля составляет: 288 000 руб.

: 48 мес. = 6000 руб. «Гермес» продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения. Розничная торговля переведена на ЕНВД.

Поскольку автомобиль одновременно используется в обоих видах деятельности, начисленная по нему амортизация подлежит распределению. Сумма амортизации, начисленная по автомобилю в феврале, составляет 6000 руб. Сумма доходов, полученных «Гермесом» от различных видов деятельности в феврале, составляет: — по оптовой торговле (без учета НДС) – 1 800 000 руб.; — по розничной торговле – 650 000 руб.

Сумма доходов, полученных «Гермесом» от различных видов деятельности в феврале, составляет: — по оптовой торговле (без учета НДС) – 1 800 000 руб.; — по розничной торговле – 650 000 руб. Чтобы распределить в налоговом учете амортизацию между двумя видами деятельности организации, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общим объемом доходов. Доля доходов от оптовой торговли в общем объеме доходов за февраль составляет: 1 800 000 руб.

: (1 800 000 руб. + 650 000 руб.) = 0,735.

Сумма амортизации по автомобилю, которую можно учесть при расчете налога на прибыль за февраль, равна: 6000 руб.

× 0,735 = 4410 руб. Сумма амортизации по автомобилю, которая относится к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, составляет: 6000 руб. – 4410 руб. = 1590 руб. Поступление автомобиля и начисление амортизации по нему бухгалтер отразил следующими проводками: Дебет 08 Кредит 60 – 288 000 руб.

– приобретен автомобиль; Дебет 01 Кредит 08 – 288 000 руб. – отражен ввод в эксплуатацию автомобиля; Дебет 26 субсчет

«Общехозяйственные расходы по деятельности организации на общей системе налогообложения»

Кредит 02 – 4410 руб. – начислена амортизация по автомобилю за февраль в части, относящейся к деятельности организации на общей системе налогообложения; Дебет 26 субсчет

«Общехозяйственные расходы по деятельности организации, облагаемой ЕНВД»

Кредит 02 – 1590 руб.

– начислена амортизация по автомобилю за февраль в части, относящейся к деятельности организации на ЕНВД.

Сроки полезной эксплуатации авто по классам

В соответствии с положениями статьи 258 НК, всё амортизируемое имущество подразделяется на 10 групп.

Если проводить подразделение по классам, легковые автомобили подходят под критерии 2 групп:

  1. 3 группа — охватывает малолитражки и авто среднего класса. Сюда входят авто 1-3 класса включительно. Сроки полезного использования установлены периодом 3-5 лет;
  2. 5 группа — относится к транспортным средствам представительского класса, устанавливает срок полезной эксплуатации 7-10 лет.

Малолитражные автомобили, которые предназначены для передвижения людей с ограниченными возможностями, исключаются из общей классификации, однако период их полезного использования установлен в 5-7 лет. Это относит такие транспортные средства к 4-й амортизационной группе. Скачать для просмотра и печати: Статья 258 Налогового кодекса РФ «Амортизационные группы (подгруппы).

Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп)»

Запасаемся документами

Для подтверждения амортизационной группы, в которую приобретенный объект основных средств был включен предыдущим собственником, срока полезного использования, установленного указанным лицом, а также количества лет эксплуатации бывшими владельцами данного имущества организации-покупателю необходимо иметь соответствующие документы. Конкретный перечень таких документов в гл. 25 НК РФ не приведен. Как указали судьи Арбитражного суда Свердловской области, исходя из смысла п.

1 ст. 252 НК РФ это могут быть любые документы, подтверждающие (в том числе косвенно) осуществленные затраты и оформленные согласно законодательству РФ (Решение от 04.08.

  1. имеющихся в деле доказательств, в том числе приказа об учетной политике организации, инвентарных карточек налогоплательщика, технических паспортов БТИ;
  2. конкретных обстоятельств по делу – фактической даты изготовления основных средств, даты ввода их в эксплуатацию у предыдущего собственника, информации об их реконструкции и вводе в эксплуатацию после реконструкции.

Правомерным такой подход Арбитражного суда Свердловской области признали судьи и апелляционной (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 № 17АП-12608/2014), и кассационной инстанции (Постановление АС УО от 26.02.2015 № Ф09-9767/14).

Амортизация автомобиля.Тонкие моменты

Автомобиль уже давно не роскошь. Потребности в этом средстве передвижения возникают практически у каждой организации.

Одним необходим грузовик для доставки продукции покупателям или в магазины со склада.

Другим – микроавтобус для сотрудников.

Третьих устроит подержанная легковушка для курьера.

Ну а кому-то нужен дорогой автомобиль представительского класса для директора. Ситуаций, когда без железного коня никак не обойтись, множество.

Поэтому все больше организаций решает купить автомобиль.

Как известно, его стоимость будет списываться на расходы постепенно через амортизацию.

Наша статья поможет правильно ее рассчитать.Автомобиль на балансе доставляет немало хлопот бухгалтеру. Причем проблемы связаны не только с учетом эксплуатационных расходов. Сложности возникают и при начислении амортизации.Например, перед бухгалтером практически каждого предприятия, купившего автомобиль, встает дилемма: можно амортизировать автомобиль до его регистрации в ГИБДД или нет?Другая проблема – определение срока службы машины.

Особенно если речь идет о подержанном автомобиле.Ну и, конечно, особого внимания заслуживает вопрос о применении специальных коэффициентов.

В частности, при амортизации дорогих микроавтобусов и автомобилей.Амортизация и регистрация в ГИБДДИтак, компания купила автомобиль. Обязательно ли дожидаться регистрации машины в ГИБДД, чтобы начать ее амортизировать?Требования закона…Сразу скажем, что прямой зависимости между регистрацией и амортизацией не содержит ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство.Для целей главы 25 НК РФ амортизацию по основным средствам нужно начислять

«с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию»

(п. 2 ст. 259 НК РФ).Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что основные средства, права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию.

Многие фирмы-автовладельцы ошибочно считают, что в этой норме содержится запрет на амортизацию транспорта до его регистрации в ГИБДД.

Надо сказать, что подобные разъяснения некогда давали и налоговики. Например, в письмах УФНС России по г. Москве от 12 мая 2004 г. № 26-12/32341 и от 20 декабря 2002 г.

№ 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет. А вот финансисты недавно высказались на этот счет.Так, по мнению Минфина России, положения пункта 8 статьи 258 НК РФ вовсе не относятся к регистрации автомобиля в ГИБДД. Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство.

Фактически это просто постановка автомобиля на учет.

То есть начинать амортизировать автомобили нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (письмо Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/816). Регистрация автомобиля в ГИБДД не является регистрацией прав на транспортное средство.

А значит, начинать амортизировать автомобили, по мнению финансистов, нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию Заметим, что точно такой же позиции придерживаются и судьи (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 25 декабря 2006 г. № А05-5787/2006-18, ФАС Западно-Сибирского округа от 23 марта 2005 г. № Ф04-1621/2005 (9589-А27-23)).Что же касается бухучета, то здесь основное средство амортизируют

«с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету»

(п.

21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г.

№ 26н). Критерии отнесения активов к числу основных средств приведены в пункте 4 ПБУ 6/01. В частности, необходимо, чтобы объект был предназначен для использования в производстве.

Факт же ввода в эксплуатацию не имеет никакого значения. Как пояснил Минфин России в письме от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, объект нужно принимать к учету в качестве основного средства, как только он «приведен в состояние, пригодное для использования».

Что же касается регистрации в ГИБДД, то в пункте 4 ПБУ 6/01 она не упоминается.…и здравый смыслПолучается, для того чтобы ответить на вопрос, можно ли в бухгалтерском и налоговом учете амортизировать автомобиль, не зарегистрированный в ГИБДД, нужно решить, является ли такое транспортное средство пригодным для использования и можно ли его вводить в эксплуатацию.

На этот счет есть две точки зрения.В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» о регистрации в ГИБДД говорится как о допуске автомобиля к участию в дорожном движении. На основании этого налоговики довольно часто заключают, что до момента постановки на учет в ГИБДД еще рано говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию и пригодности его к использованию, а следовательно, и о начислении амортизации.

Зачастую такой же позиции предпочитают придерживаться и организации. Регистрация в ГИБДД – это допуск автомобиля к участию в дорожном движении.

Поэтому налоговики считают, что до момента регистрации говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию преждевременно Однако, на наш взгляд, это неверно.

Во-первых, на регистрацию автомобиля отводится пять дней с момента покупки или же время, в течение которого действует знак «Транзит» (п. 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г.

№ 938). Его выдают на срок от пяти до 20 дней в случае, когда машину необходимо перегнать к месту регистрации. То есть, по меньшей мере, в течение первых пяти дней после приобретения компания с полным правом может эксплуатировать автомобиль.

Во-вторых, даже если компания и нарушит сроки, то использование незарегистрированного транспортного средства будет исключительно административным нарушением. Никаких налоговых последствий у него быть не должно.

Ну а в-третьих, пригодность автомобиля к использованию, по нашему мнению, определяется его техническими данными, а не фактом постановки на учет в ГИБДД.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29 мая 2007 г.

№ Ф08-1969/07-1099А, где судьи указали, что

«ввод в эксплуатацию автомобиля не зависит от регистрации транспортного средства»

.Пример 1ООО «Сатурн» купило в марте 2008 года легковой автомобиль за 236 000 рублей (в том числе НДС – 36 000 рублей).

На учет в ГИБДД он был поставлен только в апреле. При этом были перечислены регистрационные пошлины в размере 500 рублей.ООО «Сатурн» ввело в эксплуатацию автомобиль в марте, не дожидаясь регистрации.

Ежемесячная норма амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета составила 2 процента.Бухгалтер ООО «Сатурн» сделал следующие проводки.В марте 2008 года:ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60– 200 000 руб. (236 000 – 36 000) – отражены расходы на приобретение автомобиля;ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60– 36 000 руб.

– учтен НДС;ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19– 36 000 руб.

– принят к вычету НДС;ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08– 200 000 руб. – автомобиль включен в состав основных средств.В апреле 2008 года:ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» КРЕДИТ 51– 500 руб. – перечислены пошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД;ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»– 500 руб.

– учтены пошлины.Ежемесячно, начиная с апреля 2008 года:ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02– 4000 руб. (200 000 руб. Х 2%) – начислена амортизация.В налоговом учете в апреле 2008 года (месяце, следующем за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию) ООО «Сатурн» включило в состав прочих затрат 10-процентную амортизационную премию в сумме 20 000 руб.

(200 000 руб. Х 10%).Также фирма отнесла на расходы амортизационные отчисления в размере 3600 руб. ((200 000 руб. – 20 000 руб.) Х 2%). Эту же сумму (3600 рублей) организация будет ежемесячно включать в состав затрат в течение периода амортизации автомобиля.Регистрационные пошлины для целей расчета налога на прибыль компания списала как прочие расходы (подп.

1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Определяем срок эксплуатацииПериод, в течение которого фирма будет через амортизационные отчисления списывать стоимость автомобиля, определяется сроком его полезного использования. Этот срок как в бухгалтерском, так и в налоговом учете компании устанавливают самостоятельно.

Причем для целей главы 25 НК РФ фирмы обязаны руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Этот же документ можно взять за основу и в бухучете.В зависимости от технических характеристик автомобили (легковые и грузовые) и автобусы в соответствии с Классификацией относятся к третьей, четвертой или пятой группе.

То есть срок их полезного использования может варьироваться от трех до пяти лет, от пяти до семи лет или же от семи до десяти лет.Так, например, легковые автомобили высшего и большого класса относятся к пятой амортизационной группе.

А значит, организации могут установить для них срок службы в пределах от 85 до 120 месяцев.

Все же остальные легковые автомобили (кроме машин малого класса для инвалидов, которые относятся к четвертой группе) попадают в третью амортизационную группу. А значит, их стоимость может быть полностью списана в течение 37–60 месяцев.

К третьей амортизационной группе относятся и микроавтобусы.Если компания приобрела подержанный автомобиль, то срок полезного использования, определенный по Классификации, она может уменьшить на число месяцев эксплуатации машины прежними владельцами (п. 12 ст. 259 НК РФ). Но лишь при условии документального подтверждения времени службы у бывших собственников. Срок полезного использования подержанного автомобиля можно определить с учетом времени службы у предыдущих владельцев.

Период, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно узнать из паспорта транспортного средства Если прежним хозяином была фирма, узнать, сколько месяцев автомобиль работал на ее благо, можно из акта приема-передачи основного средства (форма № ОС-1).

Такие данные должны быть приведены и в инвентарной карточке (форма № ОС-6). А значит, ее заверенная копия вполне может служить документальным подтверждением. Кроме того, по мнению финансистов, срок, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно определить по данным паспорта транспортного средства (письмо Минфина России от 3 августа 2005 г.

№ 03-03-04/1/142). Эти разъяснения особенно актуальны по отношению к автомобилям, в числе собственников которых были физические лица.Однако часто фактическое время службы подержанного автомобиля оказывается равным максимальному сроку полезного использования, предусмотренному в Классификации для той амортизационной группы, к которой относится машина. Или даже превышающим его. Как сказано в пункте 12 статьи 259 НК РФ, в таком случае новый собственник автомобиля может определять срок полезного использования самостоятельно

«с учетом требований техники безопасности и других факторов»

.Пример 2ООО «Юпитер» купило у ЗАО «Луна» легковой автомобиль среднего класса с рабочим объемом двигателя 2 литра.

Такие транспортные средства (код по ОКОФ – 15 3410120) относятся к третьей амортизационной группе (срок полезного использования – от трех до пяти лет).Из акта приема-передачи (форма № ОС-1) следует, что ЗАО «Луна» использовало автомобиль в течение трех лет и десяти месяцев.

Организация получила его в качестве вклада в уставный капитал от учредителя – физического лица. Из паспорта транспортного средства видно, что общее время эксплуатации автомобиля составляет пять лет и семь месяцев. То есть оно превышает максимальный срок полезного использования, предусмотренный для основных средств, включаемых в третью амортизационную группу.Учитывая техническое состояние автомобиля, ООО «Юпитер» решило установить срок полезного использования равным 24 месяцам.Может ли этот срок полезного использования подержанной машины быть меньше года?

На наш взгляд, да. Если компания решит, что пользоваться автомобилем она сможет меньше 12 месяцев, его стоимость можно будет списать единовременно, а не погашать через амортизацию.

Правда, не исключено, что при проверке налоговики не согласятся с таким подходом.

Особенно если окажется, что на деле фирма пользовалась этим транспортным средством больше года. Например, в письме УФНС России по г. Москве от 18 августа 2004 г. № 26-12/54016 фискалы настаивали на том, что срок полезного использования изношенного автомобиля меньше года быть не может.Дорогое автоЕсли фирма приобрела дорогой легковой автомобиль или микроавтобус, она должна амортизировать их с применением специального понижающего коэффициента.

Основную норму амортизации, которая рассчитана исходя из срока службы машины, определенного по Классификации, нужно умножать на 0,5. То есть фактически компания будет списывать стоимость покупки вдвое дольше.

Ведь в результате применения коэффициента уменьшится сумма ежемесячных амортизационных отчислений.Важно помнить, что такой порядок действует только в налоговом учете.

ПБУ 6/01 использование каких-либо понижающих коэффициентов не предусмотрено.Применение коэффициента 0,5 – не право, а обязанность фирмы – владельца легкового автомобиля, первоначальная стоимость которого превышает 600 000 рублей, или же микроавтобуса, стоящего более 800 000 рублей (п. 9 ст. 259 НК РФ). Заметим, что до 2008 года понижающий коэффициент следовало применять к автомобилям дороже 300 000 рублей и микроавтобусам стоимостью свыше 400 000 рублей.В связи с повышением лимитов у всех владельцев дорогого транспорта возник закономерный вопрос: можно ли прекратить применять коэффициент 0,5, если первоначальная стоимость автомобиля (микроавтобуса) меньше новых значений? Финансисты ответили на этот вопрос отрицательно.

В письме от 18 января 2008 г. № 03-03-06/1/11 Минфин России аргументировал свою позицию тем, что

«выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации»

.

Финансисты считают, что организация должна продолжать амортизировать с понижающим коэффициентом легковые автомобили и микроавтобусы, которые до 2008 года считались дорогостоящими. Даже если теперь их первоначальная стоимость не превышает новых лимитов Действительно, пункт 3 статьи 259 НК РФ такой запрет содержит. Только вот какое отношение понижающий коэффициент имеет к методу амортизации?В налоговом учете компании могут начислять амортизацию одним из двух способов: линейным или нелинейным.

Каждый метод предусматривает свою формулу для расчета основной нормы амортизации. Именно ее владельцы дорогих машин должны умножать на 0,5.

Если же фирма перестанет применять понижающий коэффициент, то метод амортизации все равно останется прежним (как, впрочем, и основная норма). То есть требование, установленное пунктом 3 статьи 259 НК РФ, никоим образом не нарушится.

А значит, компании, по нашему мнению, имеют полное право с января 2008 года не учитывать коэффициент 0,5 при амортизации легковых автомобилей стоимостью от 300 000 до 600 000 рублей и микроавтобусов стоимостью от 400 000 до 800 000 рублей.Упомянутое письмо Минфина России – ответ на частный запрос.

Фирмы не обязаны руководствоваться этими разъяснениями.

Однако не исключено, что их возьмут на вооружение налоговики. В таком случае компаниям, которые отказались от применения понижающего коэффициента, по всей видимости, придется отстаивать свою позицию в суде.Пример 3В 2007 году ООО «Меркурий» купило микроавтобус, первоначальная стоимость которого составила 750 000 рублей. Срок полезного использования машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете установлен равным 40 месяцам.

А амортизация начисляется линейным методом. Основная норма амортизации составила 2,5% (1 : 40 Х 100%).Поскольку микроавтобус стоит больше 400 000 рублей, в 2007 году ООО «Меркурий» должно было амортизировать это основное средство с учетом понижающего коэффициента. Учетной политикой компании предусмотрено применение амортизационной премии в размере 10 процентов капитальных вложений.

Таким образом, ежемесячная сумма налоговых амортизационных отчислений в 2007 году составляла:(750 000 руб. – 750 000 руб. Х 10%) Х 2,5% Х 0,5 = 8437 руб.

50 коп.В бухгалтерском учете в течение 2007 года бухгалтер ООО «Меркурий» ежемесячно начислял амортизацию в сумме:750 000 руб. Х 2,5% = 18 750 руб.В 2008 году организация приняла решение не применять понижающий коэффициент. Ведь теперь первоначальная стоимость микроавтобуса уже не превышает установленного кодексом ограничения (750 000 руб.

< 800 000 руб.). начиная с января, сумма ежемесячных амортизационных отчислений для целей налогового учета>(750 000 руб. – 750 000 руб. Х 10%) Х 2,5% = 16 875 руб.В бухгалтерском учете фирма по-прежнему будет начислять амортизацию в размере 18 750 рублей в месяц. Источник: Журнал . Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Ускоренная амортизация при лизинге

Транспортные средства обычно стоят недешево, поэтому их часто приобретают за счет заемных средств. Одним из распространенных вариантов является лизинг. Он позволяет не только приобрести объект, но и в дальнейшем снизить платежи по налогам на имущество и на прибыль.

Речь идет об использовании ускоренной амортизации .

Действующее законодательство позволяет при покупке объекта в лизинг использовать «ускоряющий» коэффициент в размере до 3.