На защите прав и интересов детей

Закон о защите прав ребенка и иные акты, гарантирующие защиту интересов несовершеннолетних.


Как уже было отмечено основы правового регулирования по рассматриваемой теме заложены Конституцией РФ и международной Конвенцией. Помимо указанных актов, на федеральном уровне принят Федеральный закон от 24.07.98 №124-ФЗ. В нем прописаны основные гарантии государства в отношении детей.

Кроме того, обозначенный список можно дополнить иными документами, которые в той или иной степени регулируют вопрос.

К ним относятся:

  1. УК РФ. Устанавливает наказание за совершение преступления против ребенка;
  2. СК РФ. Актом урегулированы нормы отношений между кровными родственниками;
  3. ГПК Российской Федерации. Включает правила усыновления несовершеннолетних, а также устанавливает права законных представителей малыша;
  4. КоАП РФ. Предусматривает санкции за невыполнение матерью и отцом своих прямых обязанностей, связанных с содержанием и воспитанием чада;
  5. Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ. Касается вопросов образования.
  6. ТК РФ. Регулирует вопросы лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста;

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей

Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов.

В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер. Преодоление глубочайшего кризиса российского общества заключается в его коренном социально-экономическом и духовно-нравственном оздоровлении, в формировании и проведении эффективной социальной политики, способной существенно улучшить условия жизни граждан страны, стать важнейшей гарантией удовлетворения жизненных потребностей молодого человека, защиты его прав и интересов.

Вместе с тем социальная защита несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто материального характера. Судебные споры, возникающие из брачно-семейных отношений, можно отнести к таким гражданским делам, в которых с наибольшей очевидностью проявляется потребность в использовании специальных психологических знаний.

Одна из главных причин заключается в обилии социально-оценочных норм в брачно-семейном законодательстве; норм, одним из необходимых компонентов, содержания которых выступают психологические элементы. Особый социальный резонанс приобретает психологическая экспертиза в делах, связанных со спорами о праве на воспитание детей.

К числу таких дел можно отнести следующие: — о воспитании детей после расторжения брака между родителями и о месте проживания детей; — о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей; — об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу; — об устранении препятствий со стороны родителей на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников, если родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства по данному вопросу; — о возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц, удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения; — о лишении родительских прав; — о восстановлении в родительских правах; — об отобрании ребенка без лишения родительских прав родителей (ограничении родительских прав); — об отмене ограничения родительских прав; — об усыновлении ребенка; — об отмене усыновления.

Все перечисленные категории дел связаны с защитой прав и интересов несовершеннолетних детей, где законодатель в качестве критерия для определения последствий, которые указаны в той или иной норме права, применяемой судом, называет интересы детей. Интерес ребенка — главный критерий для правильного разрешения дела, но выразителями этого интереса в процессе выступают другие заинтересованные лица (родители), чей интерес может объективно противоречить интересу ребенка.

По этой причине для правильного, объективного установления истинных интересов ребенка суд нуждается в непредвзятой информации, которая, во-первых, отражала бы определенные факты действительности, во-вторых, была бы получена из процессуально нейтрального (незаинтересованного в исходе дела) источника. Такая информация, с одной стороны, могла бы использоваться для проверки объяснений сторон судом, с другой — служить самостоятельным судебным доказательством определенных обстоятельств.

Именно этим объясняется в целом доказательственная значимость выводов, содержащихся в заключении эксперта-психолога. Родители, будучи законными представителями своих несовершеннолетних детей, вправе (и обязаны) выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных на то правомочий. По Семейному кодексу РФ, при решении вопроса о месте проживания учитывается желание самого ребенка, если он достиг 10-летнего возраста (хотя преимущественного значения этому не придается: суд может не учитывать желания ребенка, если придет к выводу, что оно противоречит его действительным интересам).

При выявлении мнения ребенка о месте его проживания перед судом встают вопросы, которые ему необходимо предварительно разрешить.

Задача сохранения жизни, физического и психического здоровья ребенка всегда стояла на первом месте в семейном законодательстве. Общение ребенка с родителями может быть разным. В одних случаях опасность могут смягчать окружающие ребенка члены его семьи, в других — очевидно, что ребенок на грани гибели.

Именно для разрешения таких ситуаций предназначена статья, которая позволяет органам опеки и попечительства отобрать ребенка у родителей (одного из них) немедленно. Статья сообщает только о праве этих органов, однако надо полагать, что налицо их профессиональная обязанность спасти ребенка с помощью отобрания в упрощенном административном порядке. При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия такой опасности.

Что касается детей, находящихся на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты населения, существующая для них опасность может быть устранена путем незамедлительного их перевода в другое соответствующее учреждение. Одновременно следует решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, на которых возложена обязанность заботиться о несовершеннолетнем, его воспитании.

Информация о грубом нарушении прав ребенка идет к прокурору, в необходимых случаях им может быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно опасное деяние. Однако далеко не всегда удается тотчас устроить на постоянное время отобранного органами опеки и попечительства ребенка.

Однако далеко не всегда удается тотчас устроить на постоянное время отобранного органами опеки и попечительства ребенка.

Важно принять меры к временному его устройству (в больницу, санаторий, в одно из учреждений министерства социальной защиты и др.).

Такое устройство вменено в обязанность органов опеки и попечительства, которым предстоит действовать в соответствии со ст. 123 СК РФ. Причем временное устройство ребенка как экстренная мера помощи не освобождает эти органы от обязанности завершить защиту прав несовершеннолетнего. Последовательность в охране прав отобранного в административном порядке несовершеннолетнего требует решения вопроса, касающегося прав (и обязанностей) родителей (одного из них), а также заменивших их лиц.

Поэтому СК РФ обязывает органы опеки и попечительства в течение 7 дней предъявить иск либо о лишении родительских прав, либо об ограничении родителей в этих правах.

Никаких исключений на этот счет не существует. В названный срок надлежит не только собрать материалы в обоснование исковых требований, но и предъявить иск. М.Р. Калова Специалист 1 разряда отдела по контролю и надзору в сфере Адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния

Куда обращаться?

Если вы стали свидетелем или узнали о нарушении прав ребенка, необходимо немедленно принять меры.

Как и сам несовершеннолетний, права которого нарушены, любой гражданин имеет право обратиться в следующие органы:

  • органы опеки и попечительства – основной государственный орган, уполномоченный защищать права и интересы детей, как проживающих в семье, так и оставшихся без попечительства.
  • правоохранительные органы – сюда относят прокуратуру, органы внутренних дел и комиссия по делам несовершеннолетних;

В зависимости от выбранного пути, каждый орган проводит определенные мероприятия.

Противоречия между интересами детей и родителей

Нередки случаи, когда позиция родителей в том или ином вопросе, касающемся воспитания ребенка, прямо противоречит желаниям и интересам самого несовершеннолетнего.

В данном случае закон предусмотрел, что между родителями и детьми могут возникать определенные противоречия. Здесь стоит отметить, что ст. 57 Семейного кодекса РФ законодательно закрепляет право ребенка высказывать свое мнение по различным вопросам, возникающим в семье, в том случае, если данные вопросы затрагивают интересы непосредственно самого несовершеннолетнего.

Кроме того, даже орган опеки обязан принимать во внимание мнение ребенка, которому уже исполнилось 10 лет.

Так, выбирая образовательное учреждение, в котором будет учиться ребенок, родители обязаны учитывать и его мнение.

В противном случае, невнимание к мнению ребенка может впоследствии вызвать не только серьезный конфликт между родителями и ребенком, но и повлечь возникновение психологических проблем у несовершеннолетнего, что будет являться прямым нарушением родителями норм ст.

65 Семейного кодекса РФ. Если родители сомневаются в выборе правильной позиции по воспитанию своего ребенка, они могут обращаться в компетентные органы за получением профессиональной помощи юристов, медиков, педагогов и иных специалистов. Кроме того, при наличии серьезного конфликта интересов родителей и ребенка, сами родители имеют право разрешить данный конфликт, обратившись в органы опеки и попечительства за получением разъяснений.

Если позиция органов опеки не разрешает конфликт интересов родителей и ребенка, родители имеют право обратиться в суд с исковым заявлением.

Таким образом, закон на сегодняшний день возлагает на родителей обязанность выступать в качестве законных представителей своих несовершеннолетних детей, причем в соответствии с законом в процессе осуществления воспитания родители должны учитывать мнение ребенка и действовать исключительно в его интересах.

Защита прав ребенка

Предыдущая статья была посвящена правам ребенка, а в настоящей заметке мы затронем вопрос защиты этих прав. Важно понимать принципиальное различие понятий «защита права» и «охрана права», так как зачастую они смешиваются. В соответствии со сложившейся в науке традицией понятие «охрана гражданских прав» охватывается вся совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав, т.е.

к ним относятся все меры, с помощью которых обеспечивается развитие гражданских правоотношений в их нормальном, ненарушенном состоянии.

В то время как «защита права» подразумевает под собой меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании. Статья 56 Семейного кодекса РФ (Далее – СК РФ) говорит нам о том, кто может выступать субъектом защиты прав и законных интересов ребенка, это – родители или лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях – органы опеки и попечительства, прокурор и суд. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то в соответствии со статьей 147 СК РФ защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений.

Ребенку, признанному полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, а также приобретшему полную дееспособность в связи с вступлением в брак, СК РФ предоставил право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. Право ребенка на защиту включает также возможность самостоятельного принятия им некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов.

Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении ими обязанностей по воспитанию и образованию ребенка. В таких ситуациях статья 56 СК РФ предоставила ребенку право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Последствия такого обращения ребенка могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.77 СК РФ), лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке (ст.

69 и 73 СК РФ). Гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установление СК РФ обязанности должностных лиц организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка. Гражданский кодекс Российской федерации в 12 статье излагает те способы, которыми осуществляется защита гражданских прав. В том числе это могут быть:

  1. восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  2. присуждения к исполнению обязанности в натуре;
  3. самозащита права;
  4. прекращение или изменение правоотношения;
  5. признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  6. неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
  7. возмещение убытков;
  8. признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  9. взыскания неустойки;
  10. компенсация морального вреда;

Что касается международных актов, которые также входят в систему российского права, то статья 12 Конвенции о правах ребенка предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и его зрелостью.

Данная норма имплементирована в СК РФ.

В статье 57 предусмотрено, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

СК РФ не указывает, с какого возраста ребенок обладает правом свободно выражать свое мнение.

В Конвенции же такое право признается за ребенком, способным сформулировать собственные взгляды. Таким образом, ребенок вправе выражать свое мнение тогда, когда он достигает определенного уровня развития, позволяющего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов.
Таким образом, ребенок вправе выражать свое мнение тогда, когда он достигает определенного уровня развития, позволяющего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов.

Михаил Красильников

Где закреплены права и интересы детей

Во многих законодательных документах отображается позиция защиты прав детей: Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Семейном кодексе, федеральных законах РФ, законах субъектов РФ и локальных нормативных актах. Термин «интересы ребенка» впервые был озвучен во Всеобщей декларации прав человека от 1948 года. Суть его заключается в том, чтобы максимально обеспечить наиболее выгодные условия жизнедеятельности ребенка.

В чем это может выражаться? Например, благоприятное физическое, умственное, духовное и психологическое развитие, нормальные условия для адаптации в социуме, гарантии свободы, равенства. В соответствии с данным документом ответственность за детей до их совершеннолетия возлагается на их родителей.

Другим не менее важным законодательным актом, защищающим интересы детей, является Конвенция о правах ребенка.

Она была принята в 1989 году и ратифицирована Россией через год. С 15 сентября 1990 года Конвенция распространяет свое действие на россиян. Все другие нормативные акты, принимаемые в РФ, не могут противоречить Конвенции о правах ребенка.

Исходя из постулатов Конвенции, можно сделать вывод, что интересы ребенка стоят выше, чем государственные, общественные или семейные. Конституция РФ содержит норму, предусматривающую защиту детства со стороны государства (ст. 38). В Семейном кодексе также оговорено, что детство находится под защитой государства.

ФЗ № 124

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

устанавливает перечень прав и законных интересов детей в правовой, социальной и экономической сфере жизнедеятельности. На местном уровне систематически разрабатываются локальные правовые документы, программы, предусматривающие реализацию детьми их прав.

Комментарий к Ст. 56 СК РФ

1.

Комментируемая статья устанавливает особенности защиты прав ребенка.

В сравнении с понятием «охрана» понятие «защита» более узкое, оно является составляющей понятия «охрана», которое включает в себя регулятивные механизмы обеспечения семейных прав.

С правом ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондируют соответствующие обязанности, прежде всего родителей (лиц, их заменяющих), а также государственных и муниципальных органов, в частности органов опеки и попечительства, прокуратуры и суда (см.

также комментарий к ст. 64 СК).

2. Институт защиты прав ребенка носит комплексный характер и включает в себя нормы не только семейного, но и гражданского, гражданского процессуального, жилищного, административного, уголовного и других отраслей права.

3. Ребенок имеет право на защиту не только от посторонних лиц, но и от родителей, лиц, их заменяющих, родственников в случае злоупотребления своими правами. Защиту прав ребенка осуществляют: — родители, иные законные представители; — органы опеки и попечительства; — суд; — прокурор; — другие государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции; — должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, в части уведомления об этом органов опеки и попечительства; — сам ребенок, который вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав, например, в случаях злоупотребления родителями своими правами либо неисполнения ими своих обязанностей: с 14 лет ребенок может обратиться в суд, а до достижения этого возраста — в органы опеки и попечительства.
Защиту прав ребенка осуществляют: — родители, иные законные представители; — органы опеки и попечительства; — суд; — прокурор; — другие государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции; — должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, в части уведомления об этом органов опеки и попечительства; — сам ребенок, который вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав, например, в случаях злоупотребления родителями своими правами либо неисполнения ими своих обязанностей: с 14 лет ребенок может обратиться в суд, а до достижения этого возраста — в органы опеки и попечительства.

Кроме того, ребенок вправе обратиться в органы внутренних дел в том случае, если в действиях лиц, нарушающих его права, имеется состав преступления. 4. Суд осуществляет защиту прав детей в соответствии с нормами гражданского процессуального и арбитражного процессуального права в рамках искового, особого, приказного производства, производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. истцы освобождены от уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка.

5. Прокурор осуществляет защиту прав ребенка в соответствии со путем предъявления исков в суд с требованиями о лишении или ограничении родительских прав; о признании недействительным соглашения об уплате алиментов; об отмене усыновления ребенка.

Прокурор обязан участвовать в делах о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав, об отмене усыновления ребенка и некоторых других. Заявление в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов гражданина может быть подано прокурором только в случаях, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, например является несовершеннолетним. Кроме того, указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, защите семьи, материнства, отцовства и детства.

6. Защита прав ребенка проявляется также в действиях родителя по обеспечению безопасности ребенка, предотвращению опасных ситуаций, нахождению вместе с ребенком в опасных ситуациях, в экстренных случаях, в медицинских и иных учреждениях.

Так, например, в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ

«О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»

родители, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иные законные представители ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних имеют право на совместное пребывание с детьми в возрасте до 15 лет в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь, с выплатой за это время пособий по государственному социальному страхованию.

——————————— СЗ РФ. 1995. N 14. Ст. 1212. 7. Защита прав детей осуществляется также в соответствии с нормами международного права.

В международном праве, в частности в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г, предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств: а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство; б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы, небрежного либо грубого обращения или эксплуатации; в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием для получения им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию; г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения; е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказаний; ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.

В международном праве, в частности в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г, предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств: а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство; б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы, небрежного либо грубого обращения или эксплуатации; в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием для получения им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию; г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения; е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказаний; ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.

ст. 16, 19, 32 — 34, 37 Конвенции). 8. В п. 1 комментируемой статьи говорится о возможности самостоятельной защиты прав несовершеннолетними гражданами, ставшими полностью дееспособными до 18 лет, а именно вступившими в брак и объявленными эмансипированными (ст.

27 ГК). Навигация по записям © 2019-2020 Семейный кодекс Российской Федерации (ФЗ №223) со всеми изменениями и дополнениями. Комментарий к статьям СК РФ.

Личное мнение и взгляд


В судебных делах, связанных с защитой интересов малыша, суд может принять во внимание личное мнение несовершеннолетнего, если оно не будет ущемлять права малолетнего лица.

Формой выражения личного мнение может быть устные или письменные суждения, а также посредством иных средств передачи или получения информации.

Статья по правам ребенка

В правовом статусе ребенка его права и обязанности представляют собой элемент особой важности. Значение прав, свобод и обязанностей ребенка как элемента его правового статуса состоит в том, что через их совокупность можно определить, рассмотреть весь спектр отношений в сфере детства и установить степень их правовой урегулированности.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Используемые Конституцией Российской Федерации термины «все», «каждый», «гражданин», разумеется, относятся и к детям. Имеется и другое косвенное подтверждение того, что Основной закон стоит на страже прав и законных интересов ребенка, — преамбула Федерального закона

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

гласит о том, что эти права и законные интересы предусмотрены Конституцией Российской Федерации.

В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  2. Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
  3. Конституция Российской Федерации.
  4. Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).
  5. Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.
  6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).

Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права. Среди них самыми значимыми являются:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  2. Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
  4. Всеобщая декларация прав человека (1949 год)

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей.

Данный документ действовал в течение 36 лет. Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать.

Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.). Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения.

На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.) Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ

«Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

, устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Основные права детей Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь.

Жизнь – это первое и главное, что дано человеку.

Она уникальна, свята, неприкосновенна. Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ: 1. Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ).

Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

2. Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст.

55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ). 4. Право ребенка выражать свое мнение.

Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

5. Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам. 6. Изменение имени и фамилии ребенка.

По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ). 7. Имущественные права ребенка.

Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов. А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка:

«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры»

(ст.

3). «Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка.

Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст.

18). Кроме того, Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство. Принцип 1 Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Принцип 2 Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3 Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4 Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие.

С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5 Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния. Принцип 6 Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности.

Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7 Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение.

Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8 Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. Принцип 9 Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума.

Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10 Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. и была принята Конвенция о правах ребенка.

о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является основным закрепившим права ребенка — человеческого существа в возрасте до 18 лет, — на самом высоком уровне.

Конвенция ратифицирована всеми странами — членами ООН (за исключением США и Сомали). 20 ноября — день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, — ежегодно отмечается как День прав ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей.

Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества. Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как: право на жизнь и здоровое развитие; право на имя; право на гражданство; право знать своих родителей; право на заботу родителей и совместное с ними проживание; права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Согласно Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. В соответствии со Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка ( Конвенции).

На основании Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества ( Конвенции). Ребенок имеет право на здравоохранение ( Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование ( Конвенции).

Согласно Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. По Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство. Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

На основании Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34 Конвенции). Государства — участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы: ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Указанные законодательные акты определяют в качестве приоритетной задачи государственной политики соблюдение прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Современное семейное законодательство, в отличие от прежнего, преимущественно диспозитивно регулирует отношения, возникающие в семье, и исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав ( СК РФ).

Использованные материалы: 1) «Ваш ребенок и его права: закон и мораль» (Тарасенкова А.Н.) («Библиотечка «Российской газеты», 2012); 2) Статья Михаила Красильникова с сайта ; 3) «Конституционные права ребенка в Российской Федерации: научно-практическое пособие» Бондаренко, О.

А. 4) Статья: Защита прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях (Хомякова М.Е.) («Судья», 2015, N 7)

Комитет по защите прав ребенка

Это специально сформированный орган, созданный для защиты прав детского населения и имеющий подразделения в каждом регионе страны.

В составе Комитета – независимые специалисты. Его деятельность осуществляется под полномочиями международного Комитета.Цель его работы — в исполнении норм, перечисленных в . Задачи комитета:

  1. выявление, учет и помощь детям без родителей, детям в сложной ситуации;
  2. обеспечение права на жизнь в семье;
  3. рассмотрение обращений о нарушениях прав.
  4. привлечение к ответственности виновных;
  5. помощь юному гражданину, оказавшемуся в трудной ситуации;
  6. социальное обеспечение и гарантии хороших жизненных условий для детей — сирот;

Уголовная ответственность

Защита прав ребенка в семье находится под контролем УК.

В ст. 156, в частности, устанавливается полная уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию, если данное деяние сопровождается жестоким обращением с малолетним. Последнее может быть выражено в непредоставлении питания, систематическом унижении, нанесении побоев, издевательстве, запирании на долгое время в одиночестве в помещении.

Защита прав детей возложена на органы попечительства и опеки при районных администрациях, инспекцию ПДН при РОВД, прокуратуру (в частности, на помощника прокурора, уполномоченного осуществлять эту деятельность), КДН.

При неисполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей, связанных с воспитанием, родителем и прочим лицом, на которое они возлагаются, равно как и педагогом и иным сотрудником образовательного лечебного, воспитательного и другого учреждения, которое должно осуществлять надзор, если эти действия сопровождаются жестоким обращением, предусмотрена ответственность. В частности, может быть наложен штраф от 50 до 10 МРОТ, ограничена свобода на период до 2 лет с лишением возможности занимать ту или иную должность или выполнять определенную деятельность на протяжении трех лет либо без него. Жестокое обращение, в том числе психическое и физическое насилие, покушение на малолетнего выступают в качестве основания для лишения родительских прав.