Наложение земельных участков судебная практика

Наложение земельных участков судебная практика

Что делать при наложение границ земельных участков: судебная практика, образец искового заявления


Нередко возникает ситуация, в которой при проведении межевания соседних участков, границы одного из них накладываются на другой. Это довольно неприятная ситуация, часто приводящая к спорам по межеванию между владельцами данных земель, при их регистрации или перепродаже. Причин несовпадения границ участков несколько, поэтому в данной статье мы подробно рассмотрим каждую из них, а также расскажем вам, как решить этот спорный вопрос.

Бесплатная консультация юриста по спорам о границах земельных участков доступна на сайте

Статья на нашем сайте:————————————————————————————————, ставьте лайки и пишите, что вы думаете по этому поводу. Если Вам нужна , мы обязательно поможем.Делитесь информацией с друзьями в социальных сетях. А также подписывайтесь на наши соц.

сети (ссылки впрофиле)

Судебные споры о границах земельных участков

Правоприменительная практика последних лет свидетельствует, что категория дел, вынесенная в заголовок настоящей статьи, все чаще встречается в судебной практике.

По наблюдениям автора статьи, связано это, прежде всего, с тем, что владельцы и собственники земельных участков под влиянием требований государственных и муниципальных земельных органов стали все чаще уточнять границы своих владений, приводить в порядок свою документацию на землю. Работа эта приводит к тому, что владельцы и собственники (часто к изумлению своему) узнают о наложениях границ земельных участков на картах (схемах) и на местности, о кадастровых ошибках, о нахождении своих объектов недвижимости в «чужих» границах и т.п.

Не претендуя на всесторонность исследования в рамках газетной статьи, попытаемся осветить некоторые проблемные вопросы, возникающие по такой категории споров, и сформулировать практические выводы.

Начинающим юристам это может помочь, в том числе, найти правильные подходы к разрешению указанных споров. В силу уже сложившейся судебной практики согласно статье 7 ранее действовавшей редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 221ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 1 января 2017 года государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред.

от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости», а сам закон № 221-ФЗ называется законом «О кадастровой деятельности») к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер, описание местоположения границ и площадь. Таким образом, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении площади и (или) границ земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ (поворотных точек), по сути, представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются.

Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства (пункт 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010

«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»

). В соответствии с абзацем 3 пункта 2 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

При этом заинтересованное лицо вправе обращаться в арбитражный суд с иском, направленным на изменение границ уже поставленного на кадастровый учет земельного участка (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.09.2011 № 4275/11). Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного суда Российской Федерации от 07.10.2015 № 305-КГ15-7535 по делу № А41-47432/2012, когда предмет спора связан с пересечением (наложением) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, то требования заявителя в таком случае подлежат рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка. Таким образом, требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве.

Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости. По таким искам ответчиком является смежный землепользователь, поскольку в рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.

Приведенные здесь правовые позиции, сформулированные сложившейся судебной практикой, сразу позволяют сделать определенные первичные выводы при разрешении споров о границах земельных участков: · Подобного рода споры рассматриваются по правилам искового производства, поскольку требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве; · Вопрос об установлении (изменении) границ сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков находится в компетенции суда.

Суд может изменять такие границы в установленном законом порядке; · Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости; · По искам об установлении (изменении) смежной границы между земельными участками ответчиками являются смежные землепользователи.
Суд может изменять такие границы в установленном законом порядке; · Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости; · По искам об установлении (изменении) смежной границы между земельными участками ответчиками являются смежные землепользователи.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред.

от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании указанного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее – уточнение границ земельного участка).

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.

При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации; часть 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ). В соответствии с частью 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. В соответствии со статьей 21 Закона № 218-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 этого же Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно части 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Из приведенного также можно сформулировать некоторые выводы, важные для понимания порядка разрешения судебных споров о границах (назовем их для краткости так): · Уточнение границ земельных участков может осуществляться во внесудебном порядке (при наличии согласия смежных землепользователей, отсутствии спора); · Межевой план, сформированный по итогам кадастровых работ – неизбежный атрибут иска о границах.

Без информации, содержащейся в нем, суд попросту не сможет сформулировать резолютивную часть своего решения о границах. В некоторых судебных актах автор публикации даже увидел, что межевой план являлся приложением к судебному решению.

Альтернативой межевого плана может выступать только заключение судебной землеустроительной экспертизы, проведенной судом; · Местоположение границ земельного участка в решении суда устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ (так называемых поворотных точек); · При вынесении судебных актов суды не связаны вариантами прохождения границ, предлагаемыми сторонами спора. Суд может установить границы по собственному варианту с учетом максимального баланса интересов сторон.

Такие варианты прохождения границ должны определяться по итогам проведения кадастровых работ или по итогам судебной землеустроительной экспертизы. (Окончание в № ) МИХАИЛ СЛЕПЦОВ, АДВОКАТ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР АДВОКАТСКОГО БЮРО «СЛЕПЦОВ И ПАРТНЕРЫ», КАНДИДАТ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЮРИСТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 01 (195) дата выхода от 21.01.2019.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Порядок рассмотрения споров и реализации решений

После вступления в силу Указа Президента РФ от 24.12.1933 года №2287, внесшего изменения в Земельный Кодекс РФ, участники земельного конфликта получили право на разрешение своих споров непосредственно в судебных инстанциях без обращения в местные органы власти.

Таким образом, споры по земельным вопросам подлежат рассмотрению исключительно в общем или арбитражном суде, за исключением случаев, когда участники спора самостоятельно обратились в административные органы до принятия дела в судебную практику. В этом случае претензии могут рассматриваться в административном порядке, а в случае несогласия с принятым решением, как свидетельствует обзор судебной практики, его можно обжаловать в судебных инстанциях. Из обзора судебной практики по земельным спорам видно, что предусматриваются различные подходы исполнения принятых постановлений в зависимости от того, кто выступает ответчиком: юридическое или физическое лицо.Если организация отвечает по исполнительному листу всем своим имуществом, то в отношении граждан предусмотрены законодательные ограничения, касающиеся имущества, которое не может быть взыскано.Для более упорядоченного решения подобных вопросов судебная практика пользуется разъяснениями, которые даны в Постановлении от 24.03.2005 №11, принятом на Пленум ВАС РФ.

В этом документе представлены методы решения проблем, которые возникают в процессе переоформления земельного участка.

Еще одним документом, который принимают во внимание суды при решении земельных конфликтов, является информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.01.2005 N 90, рассматривающее практику арбитражных судов по рассмотрению дел, связанных с вопросами ипотеки.

Практика решения земельного спора возникает с момента, когда имеющая претензии сторона обращается в суд, который уполномочен рассматривать и решать возникший конфликт.

Верховный суд на защите площади ранее учтенного земельного участка

В продолжение этой темы: http://zakon.ru/Blogs/k_voprosu_o_pravilnom_sposobe_zashhity_sobstvennika_ranee_uchtennogo_zemelnogo_uchastka_bez_ustanovl/13108 _______________________________________________________________________________ В Определении Верховного Суда РФ от 30.09.2014 N 66-КГ14-6 (гражданская коллегия) указано о необходимости защитить интересы собственника ранее учтенного ЗУ в ситуации, когда за счет площади его ЗУ сформирован другой ЗУ, принадлежащий иному лицу.

См. текст здесь http://www.supcourt.ru/stor_pdf.php?id=609424 При этом дано важное толкование, что отсутствие сведений о пересечении границ по данным ГКН не должно влиять на защиту собственника ранее учтенного ЗУ: «В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г.
N 137-ФЗ

«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г.

N 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

, имеют равную юридическую силу с записями в реестре. Поэтому отсутствие сведений о пересечении границ земельного участка при постановке на государственный кадастровый учет Лебедевым Д.Ю.

с границами земельного участка истца не могло служить основанием для ущемления его законных прав и интересов как собственника ранее учтенного земельного участка, и само по себе не свидетельствует о законности формирования и предоставления Лебедеву Д.Ю.

земельного участка. .Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование согласно пункту 14.1.

Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 г., проводится в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей». _______________________________________________________________________________ В связи с дискуссией ниже обращаю внимание, что в указанном деле границы ранее учтенного ЗУ были определены в 1994 г, внесены в ГЗК, но отсутствовали в ГКН.

В то же время позиция ВС РФ о том, что отсутствие сведений о пересечении границ в ГКН не влияет на защиту площади ранее учтенного ЗУ имеет, на мой взгляд, универсальное значение. В первую очередь, это помогает собственникам ранее учтенных ЗУ без установленных границ. Почему в ГКН не были внесены сведения о границах ранее учтенного ЗУ — потому что они не установлены или по другим причинам — не имеет особого значения.

Почему в ГКН не были внесены сведения о границах ранее учтенного ЗУ — потому что они не установлены или по другим причинам — не имеет особого значения. _______________________________________________________________________________ В общем, пожелание о том, чтобы Верховный суд РФ дал разъяснения по этому вопросу, сбылось:) Правда, быстрее отреагировала гражданская, а не экономическая коллегия.

Указанная позиция соответствует и мнению Конституционного суда РФ о возможности доказывать границы ранее учтенных ЗУ различными документами, в том числе составленными в момент приватизации (Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 N 2108-О).

В то же время не могу не выразить некоторое недоумение по поводу того, как в Определении от 30.09.2014 N 66-КГ14-6 Верховный суд РФ высказался о правильном способе защиты собственника ранее учтенного ЗУ.

По указанным в Определении обстоятельствам дела наложение земельных участков было частичным: только площадью 1 125 кв.м при площади ранее учтенного ЗУ 1 500 кв. м и площади вновь образованного ЗУ 2 000 кв.м.

Ситуацию, на мой взгляд, надо было исправлять иском об уточнении (установлении) границ по абз.2 п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 54 и абз.3 п.2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010. Однако судом первой инстанции признано прекращенным (отсутствующим) право собственности на земельный участок площадью 1 125 кв.

м (? — из описанных фактов не понятно, кто ставил на кадастровый учет «наложенную часть» и ставил ли вообще). Верховный суд РФ подтвердил, что такой способ защиты как признание права отсутствующим

«можно применить в случае, когда право собственности зарегистрировано на один и тот же объект недвижимого имущества за разными лицами»

. Но о какой тождественности объектов недвижимости идет речь, если наложение ранее учтенного ЗУ и вновь образованного ЗУ только частичное?

Видимо, вопрос о правильном способе защиты — это следующее пожелание для развития судебной практики.

Ошибка в кадастровой палате

Наложение границ может быть ошибкой в кадастре, в этом случае, владельцу ЗУ необходимо подать заявление об исправлении ошибки в Росеестр. С заявлением подается следующий пакет документов:

  1. документация на участок, подтверждающая собственность (если имеются);
  2. заключение о границах ЗУ, составленное инженером кадастровой палаты;
  3. копия части плана межевания, касающейся спорной территории;
  4. копия лицензии инженера, а также подробные сведения о нем;
  5. выписка;
  6. копия удостоверения личности владельца (паспорт).

Заявление рассматривают в течение 30 дней, после чего выносят положительное решение в пользу заявителя с внесением изменений в кадастр, или отрицательное решение с подробным обоснованием отказа.

Если в наложении границ земельных участков участвуют ранее учтенные земли

Иногда обстоятельства обретают объективный характер. Такое может произойти на фоне изменения ландшафтных условий, в результате чего границы территории сдвигаются в одном из направлений.

Природные катаклизмы могут привести к возникновению оврага или размытию границ побережья. Правовая безграмотность землевладельцев представляет не менее серьезную проблему.

Нарушения становятся результатом непредумышленных неправомерных действий правообладателей. Допустим, соседи самостоятельно выровняли клиновидную конфигурацию обозначенных межевых границ земель.

Инициаторы подобных мероприятий не считали это важным. На фоне устной договоренности между соседями, произошло вклинивание одного землевладения в другое. Устная договоренность пришла на смену обременения сервитутами.

Произвольные действия с обозначенными границами земель не могут носить легальный характер, но многие правообладатели по-прежнему ограничиваются устными договоренностями.

Сложности возникнут у будущих покупателей подобных объектов, которые будут обречены на хождение по разнообразным инстанциям, включая арбитражные. Иногда ошибки возникают в момент постановки ЗУ на учет в Госкадастре. За каждым объектом закреплен уникальный кадастровый номер, включающий цифры и символы.

За каждым объектом закреплен уникальный кадастровый номер, включающий цифры и символы. Достаточно заменить одну из цифр, чтобы виртуально объект оказался в совершенно другом земельном квартале. Подобные ошибки дублируются довольно продолжительное время, пока несостыковка информационных данных не будет обнаружена.

Досудебный порядок исправления реестровой ошибки

Ниже приведен пример реестровой ошибки и ее исправления в досудебном порядке из нашей практики. Садово-дачный участок , принадлежащий гражданину Иванову И.Д. законным образом был поставлен на учет в Единый государственный реестр земель ( сейчас это ЕГРН) в 2004 году в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 января 2000 г.

N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Законность постановки участка земли в Единый государственный реестр земель подтверждали следующие официальные документы:

  1. Описание земельных участков с узловыми точками границ, полученное от Федеральной службы государственной регистрации и картографии в государственной системе координат СК -1963
  2. Свидетельство о проведении установленной государством процедуры по регистрации права на участок земли, выданное управлением Федеральной регистрационной службы
  3. Землеустроительное дело на спорный участок земли
  4. Кадастровый план спорного участка земли, утвержденный Комитетом по земельным ресурсам соответствующего муниципального района
  5. Выписка из Единого госреестра недвижимости на земельный участок
  6. Акт утверждения (согласования) границ спорного участка земли с соседними землепользователями
  7. Архивная выписка из Единого госреестра земель, полученная в Госфонде данных Росреестра

В соответствии с ч.4, статьи 6 вступившего в 2017 году нового закона о регистрации ( 218 ФЗ) для ведения реестра недвижимости принимаются установленные в границах кадастровых округов местные координатные системы с приведенными для них данными (переменными) для перехода к единой Российской государственной системе координат. Кстати!!! Решение об исправлении реестровой ошибки земельный участок регистратором без решения суда принимается достаточно редко и только в том случае, если рядом нет смежных участков с наложением границ.

В целях приведения сведений о границах земельного участка в соответствие к требованиям ч.4, статьи 6 указанного Федерального закона были выполнены следующие действия

  1. Сформирован межевой план
  2. Осуществлен перерасчет координат узловых точек границ участка в районную (местную) систему координат
  3. В управлении Росреестра запрошены необходимые координаты , определяющие границы спорного участка земли
  4. Выполнена кадастровая съемка участка

По результату пересчета в местную систему координат кадастровым инженером было установлено, что координаты характерных точек границ участка соответствуют межевым знакам, определяющим границы земельного участка на местности. При формировании указанного межевого плана кадастровым инженером в сведениях о границах смежного земельного участка принадлежащего юридическому лицу Сельскохозяйственному кооперативу была выявлена реестровая ошибка. А именно было выявлено, что границы земельного участка Иванова И.Д.

и Кооператива пересекаются. Для устранения указанной ошибки необходимо было подготовить межевой план на исправление реестровой ошибки и согласовать его в Кооперативе. Специалистами нашей компании решение данного вопроса было взято на юридическое сопровождение, нами было подготовлена досудебная претензия в рамках которой было разъяснена необходимость подписания акта согласования для исправления реестровой ошибки, а также были внесены необходимые изменения в межевой план. полевые работы по исправлению реестровой ошибки По результату переговоров с должностными лицами Кооператива был подписан межевой план на уточнение спорных границ устранение реестровой ошибки.

Впоследствии данный документ был передан в управление Росрестра для внесения уточнений в сведения ЕГРН и исправления реестровой ошибки.

Доказательная база

В качестве основных доказательств можно использовать те, что базируются на материалах , предоставленных кадастровым инженером и удостоверенных от его же лица. Также может быть предоставлен экземпляр кадастровой выписки из представительства Росреестра, указывающей на наличие расхождений между сведениями ГКН и фактическими данными. К числу доказательств попыток досудебного разрешения проблемы относят официальный отказ от администрации Росреестра и уведомление второй стороны в претензионной форме.

Что такое наложение границ земельных участков

Наложение границ земельных наделов – это неправильное расположение границ наделов, влекущее споры материального характера или же просто смещающее межевые границы в ту или иную сторону от их верного расположения.

Следует отметить, что наложение границ влечет за собой невозможность осуществлять дальнейшие кадастровые действия как на местности, так и документально. В случае наложения границ одного участка на границы другого, который был учтен ранее, возникают следующие типы нарушений:

  1. Один участок налагается на другой в силу его вытягивания или же расширения.
  2. Площадь среднего участка увеличивается посредством заступа границ на территории боковых участков земли;
  3. Межи смежных участок смещаются во встречных направлениях. Следовательно, площадь участка, который располагается посередине, становится меньше;

Перечисленные выше ситуации являются неблагоприятными хотя бы для одного собственника, ведь он претерпевает имущественный ущерб из-за уменьшения площади его надела. Сложными являются случаи с такими границами, которые идут с многочисленными изгибами, что существенно затрудняет процесс установления их правильного расположения.

На практике порой встречаются ситуации, когда на месте, где должен располагаться определенный участок, располагается совершенно другой земельный надел. Существует несколько причин, повлекших наложение границ:

  1. Внесение неверных сведений в кадастр;
  2. Ошибка, допущенная кадастровым сотрудником;
  3. Ошибка, допущенная при расчетах в ходе межевальных работ.
  4. Изменение ландшафта;

После отправки составленного межевого плана на согласование сотрудники кадастрового органа должны проверить расчеты и при необходимости внести в них те или иные изменения и дополнения. Однако данные изменения и дополнения могут быть неправильными.

В случае привязки граничных точек к элементам ландшафта его изменение может повлечь за собой наложение. Выявить данную проблему совсем не просто.

Порой собственник не имеет данный сведений на протяжении многих лет. Чтобы выявить наложение границ, необходимо изучить ряд документов и данные из кадастра. На практике часто случается так, что данная проблема обнаруживается лишь в ходе разногласий по поводу границ у лиц, владеющих соседними участками.

Например, когда в ходе установки одним соседом границ участка другой сосед понимает, что после межевания площадь его участка стала меньше. Главная причина расхождений – кадастровая ошибка. В таком случае ответственность за нарушение прав возлагается на следующих лиц:

  1. на служащих кадастрового органа;
  2. на специалистов, в частности, геодезистов и инженеров, в ходе деятельности которых были допущены недочеты.

Выявить наложение границ можно:

  1. в процессе постановки участков на кадастровый учет.
  2. в ходе межевальных работ (данные работы осуществляются при разделе, объединении участков, необходимы и для государственной регистрации);

В первой ситуации кадастровым инженером будет составлено заключение, содержащее информацию о наложении границ определенных участков, о причинах такого наложения.

Во второй ситуации вы получите решение о том, что постановка на учет приостановлена или же в постановке на учет отказано. Заключение специалиста и отказ Росреестра будут являться основаниями для последующего судебного или внесудебного решения проблемы.

При обнаружении наложения границ в обязательном порядке установите причину данного наложения. Осуществите ряд следующих действий:

  1. Закажите перерасчет данных, которые были измерены специалистом;
  2. Обратитесь в кадастровую палату, чтобы получить выписку, содержащую информацию о границах участка;
  3. Возьмите у лица, владеющего соседним участком, межевой план участка.
  4. Запросите справку из проекта межевания, содержащую информацию о границах участка;

Обращаясь за выпиской, обязательно представьте паспорт и соответствующее свидетельство на участок.

Срок, установленный для предоставления выписки, составляет десять дней.