Нарушение санитарно эпидемиологических норм

Оглавление:

Комментарий к Ст. 6.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ


1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения в ст.

6.3 КоАП РФ является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, т.е.

состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Данная норма является общей и направлена на обеспечение охраны здоровья населения и среды обитания человека во многих сферах его жизнедеятельности, за исключением тех, в отношении которых установлена ответственность в специальных нормах (ст. — , , ). Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и состоит прежде всего из Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

, который содержит санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека (к планировке и застройке городских и сельских поселений, к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства, к организации питания населения, к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, и т.д.). Санитарные правила и гигиенические нормативы — это нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности и являющиеся обязательными для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от их форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.

Они подлежат обязательному изданию и свободному распространению.

Под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. 2. Объективная сторона выражается в действии, заключающемся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также в бездействии — невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

3. Субъективная сторона характеризуется в иной в форме умысла либо неосторожности. 4. Субъектом правонарушения выступает лицо, на которое возложены обязанности соблюдения санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В частности, это граждане, достигшие 16 лет, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица.

5. Дела рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (), либо судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. 6. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ().

Кто отвечает за соблюдение санитарных норм?

Государство осуществляет функции по:

  1. осуществлению научной деятельности по улучшению благополучия окружающей среды;
  2. лицензированию опасных для человека видов деятельности;
  3. контролю продукции на соответствие нормативам;
  4. разработке санитарно-эпидемиологических норм и надзору по их соблюдению;
  5. профилактике заболеваний;
  6. гигиеническому воспитанию и обучению населения здоровому образу жизни;
  7. проведению социально-гигиенического мониторинга;

В случае нарушения санитарных норм и правил государство вправе применять к виновному лицу меры воздействия с целью устранения допущенных нарушений и недопущения их повторения в будущем.

Выявлением нарушений санитарных норм занимаются сотрудники Роспотребнадзора.

Другой комментарий к Ст. 236 Уголовного кодекса Российской Федерации

1.

Объективная сторона характеризуется действиями или бездействием, нарушающими санитарно-эпидемиологические правила, установленные действующим законодательством (например, Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

, Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральным законом от 17 сентября 1998 г.

N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 января 2008 г. N 3

«Об утверждении Санитарно-эпидемиологических правил»

и др.).

2. Преступление окончено с момента наступления общественно опасного последствия в виде массового заболевания или отравления людей.

Под массовым заболеванием людей понимается заболевание, вызванное воздействием на человека биологических факторов среды обитания, когда уровень его распространенности значительно превышает среднестатистический на данной территории. Массовое отравление людей означает заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических, и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания.
Массовое отравление людей означает заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических, и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания.

3. Субъективная сторона характеризуется легкомыслием или небрежностью.

4. Субъект специальный — лицо, обязанное соблюдать или обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических правил.

Судебная практика по статье 6.3 КоАП РФ:

  1. Принимая решение о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суды сочли доказанным наличие в его его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, придя к выводу об отсутствии нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
  2. Таким образом, представленными в дело доказательствами не подтверждается вывод судебных инстанций о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  3. Из материалов данного дела об административном правонарушении усматривается, что 04.04.2016 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 8-9), однако общество приглашалось для составления протокола об административном правонарушении на иную дату — 06.04.2016.

+Еще.

Административная ответственность за нарушение санитарных норм

Данной теме посвящена 6 глава Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.Согласно статье 6.3 КоАП РФ за несоблюдение правовых норм в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения грозит:

  1. на – от 500 до 1000 рублей или административная остановка работы юридического лица до 90 дней;
  2. наложение штрафа на граждан от ста до пятисот рублей;
  3. на штраф – от 10 до 20 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней.
  4. на ответственных лиц – от 500 до 1000 рублей;

На основании статьи 6.4 Кодекса об административных правонарушениях за несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического состояния и сооружений, транспорта, грозит:

  1. в отношении – в размере от 1 до 2 тысяч рублей;
  2. на индивидуальных предпринимателей – от 1 до 2 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней;
  3. денежный штраф в отношении граждан в размере от 500 до 1000 рублей;
  4. на юридических лиц штраф от 10 до 20 тысяч рублей либо административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

Статья 6.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ регулирует ответственность за нарушение санитарных норм в отношении качества воды и систем и в случает нарушений грозит:

  1. на ответственных лиц – от двух до 3 тысяч рублей;
  2. на юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  3. наложением денежного штрафа для граждан в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  4. индивидуальных предпринимателей – от двух до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

На основании статьи 6.6 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение при организации питания населения налагается:

  1. административный штраф в отношении граждан в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  2. на индивидуальных предпринимателей – от 5 до 10 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней;
  3. в отношении должностных лиц – в размере от 5 до 10 тысяч рублей;
  4. на юридических лиц – штраф от 30 до 50 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

На основании статьи 6.7 Кодекса об административных правонарушениях за несоблюдение санитарных норм при организации обучения, отдыха, оздоровления и детей грозит: денежный штраф в отношении ответственных лиц – в размере от 3 до 7 тысяч рублей, а вот в отношении юридических лиц штраф составит от 30 до 70 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней.Повторение подобного правонарушения грозит должностным лицам наложением штрафа от 10 до 15 тысяч рублей, юридическим лицам – от 100 до 150 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Ответственность за нарушение обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защита прав потребителей на предприятиях общественного питания

Ответственность за нарушение обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения наступает согласно статьи 6.3.

Кодекса об Административных правонарушениях

«Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно­эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нормативно-правовая база санитарно-эпидемиологических требований при организации общественного питания базируется в частности на Санитарно-эпидемиологические правилах СП 2.3.6.1079-01

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»

(утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 г., согласно которых: Руководитель организации обеспечивает: — наличие на каждом предприятии настоящих санитарных правил; — выполнение требований санитарных правил всеми работниками предприятия; — должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них; — организацию производственного и лабораторного контроля; — необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей; — прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию; — наличие личных медицинских книжек на каждого работника; — своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками; — организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года; — выполнение постановлений, предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы; — наличие санитарного журнала установленной формы; — ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания, журнал контроля качества фритюрных жиров и др-); — условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами, гигиеническими нормативами; — организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной и специальной одежды; — исправную работу технологического, холодильного и другого оборудования предприятия; — наличие достаточного количества производственного инвентаря, посуды, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения; — проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации; — наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение; — организацию санитарно-просветительной работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций. Органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно­эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, , Кодекса об Административных правонарушенияях (в части уничтожения или повреждения знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов),Кодекса об Административных правонарушениях (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также о радиационной обстановке), , и, и , , Кодекса об Административных правонарушениях Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом об Административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодекса об Административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа: -должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, — об административных правонарушениях, предусмотренных, , , и, Кодекса об Административных правонарушениях (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), Кодекса об Административных правонарушениях (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушения допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации), , и, ,Кодекса об Административных правонарушениях (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) настоящего Кодекса; должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, — об административных правонарушениях, предусмотренных , и, Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), и , , и, Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) настоящего Кодекса.

Статья 6.3. КоАП РФ. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Данная норма является общей и имеет широкую сферу применения, обеспечивая охрану здоровья населения и среды обитания человека во многих областях его жизнедеятельности, за исключением тех, в отношении которых ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований установлена в специальных нормах (см., например, комментарии к ст. ст. 6.4 — 6.7; 8.2; 8.21; 8.31 настоящего Кодекса). 3. Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г.

N 52-ФЗ

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

(с изм. и доп.) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) представляют собой нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Упомянутый Федеральный закон устанавливает, что санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека.

Упомянутый Федеральный закон устанавливает, что санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и действующая на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г.

N 322 (с изм. и доп.). Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 569. Одновременно внесены изменения в Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г.

N 554. Среди других органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор и уполномоченных разрабатывать санитарные правила, можно указать соответствующие органы и учреждения на железнодорожном транспорте (см. Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта // БНА ФОИВ. 2000. N 47). Действующие на территории РФ федеральные санитарные правила утверждены главным государственным санитарным врачом РФ, которым ныне является руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

4. Технические регламенты устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования — продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, включая изыскания, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Технический регламент может быть принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г.

N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм.

и доп.)). Технические регламенты являются составной частью законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и принимаются в целях, сформулированных в ст. 6 названного Федерального закона, среди которых на первое место поставлена защита жизни и здоровья граждан. Требования к содержанию и применению технических регламентов, а также общий порядок их разработки, принятия, изменения и отмены установлены в ст.

Требования к содержанию и применению технических регламентов, а также общий порядок их разработки, принятия, изменения и отмены установлены в ст.

ст. 7 и 9 того же Федерального закона соответственно.

5. Санитарные правила весьма разнообразны по своему содержанию, что предопределяет разнообразие их нарушений. Эти нарушения могут быть совершены как путем активных действий, так и путем бездействия. 6. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, невыполнение которых также входит в объективную сторону рассматриваемого правонарушения, — это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (ст.

1 Федерального закона

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

). 7. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. 8. Субъектами правонарушения могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица.

9. Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13). В том случае, если эти лица придут к выводу о необходимости применить к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу санкцию в виде административного приостановления деятельности, дело об административном правонарушении подлежит передаче на рассмотрение федерального районного судьи в соответствии с ч.
23.13). В том случае, если эти лица придут к выводу о необходимости применить к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу санкцию в виде административного приостановления деятельности, дело об административном правонарушении подлежит передаче на рассмотрение федерального районного судьи в соответствии с ч.

ч. 2 и 3 ст. 23.1. При этом следует иметь в виду, что с 1 января 2011 г. в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2010 г.

N 171-ФЗ может быть расширен перечень лиц, уполномоченных назначать административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Судебная практика по статье 6.4 КоАП РФ:

  1. Нормы проектирования», утвержденных приказом Госкомархитектуры от 26.12.1989 № 250, пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 6.4 КоАП РФ. Апелляционный суд установил, что принадлежащий заявителю магазин соответствует требованиям, предъявляемым вышеназванными правилами и нормами к размещению организаций торговли в жилых домах.
  2. Былкин Д.В просит отменить названные акты, вынесенные в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными. Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя жалобы, прихожу к следующим выводам.
  3. Кигинском, Мечетлинском и Салаватском районах от 03.04.2015 № 19/14-73 о привлечении к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 10 000 рублей.

+Еще.

Комментарий к Ст. 236 УК РФ

1.

Общественная опасность данного преступления состоит в том, что игнорирование санитарных правил, норм и гигиенических нормативов приводит к распространению массовых заболеваний и отравлению людей. Преступления, предусмотренные ч.

1 комментируемой статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести; преступления, предусмотренные ч. 2, — к категории преступлений средней тяжести.

2. Объектом преступления, предусмотренного данной статьей, является здоровье населения. 3. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

4. Объективная сторона данного преступления состоит в действиях (бездействии), которыми нарушаются санитарно-эпидемиологические правила, в результате чего по неосторожности могут произойти массовые заболевания, отравления либо смерть людей.

Санитарно-эпидемиологические правила — нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий для его жизнедеятельности. Основным правовым актом по данному вопросу является Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии, а также Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 (в ред.

от 15.09.2005) , которым утверждено Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. ——————————— СЗ РФ. 2000. N 31.

Ст. 3295; N 39. Ст. 3953. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил может выражаться как в совершении активных действий (выпуск и реализация некачественных товаров, пищевых продуктов, представляющих опасность для человека; нарушение научно обоснованных физиологических норм при организации питания в общеобразовательных учреждениях; использование опасных способов захоронения отходов производства; превышение предельно допустимого уровня воздействия на человека шума, вибрации в период работы; спуск сточных вод на территории зоны санитарной охраны водопроводов хозяйственно-питьевого назначения; использование некачественной питьевой воды; проведение дезинфекции в учреждении в присутствии людей, не имеющих отношения к обработке; нарушение предельно допустимых концентраций химических веществ в водном объекте, используемом для спортивных мероприятий; использование при вакцинации медицинских иммунобиологических препаратов, не прошедших сертификацию и т.п.), так и в бездействии (неосуществление обезвреживания отходов потребления; необеспечение безопасных условий труда; непроведение ограничительных мероприятий на основании предписаний главных государственных санитарных врачей; уклонение от этих карантинных мероприятий, от изоляции и госпитализации инфекционных больных и т.п.). Массовое заболевание — заболевание группы людей, сосредоточенных на определенной территории, требующее медицинского вмешательства. Заболевания могут быть бактериальными, вирусными, кишечными, воздушно-капельными и т.д.

Заболевание следует считать массовым, если число заболевших превышает количество пациентов, которое по нормам или на практике может быть принято врачом в течение рабочего дня.

Массовое отравление — интоксикация организма у группы людей в результате воздействия токсичных веществ различного происхождения путем абсорбции через дыхательные пути, контактного попадания на кожу и слизистые, поглощения с пищей и водой, если число отравившихся превышает количество пациентов, которое по нормам или на практике может быть принято врачом в течение рабочего дня. В каждом случае необходимо устанавливать причинно-следственную связь между нарушением санитарно-эпидемиологических правил и массовыми заболеваниями и отравлениями людей.

Если нарушение санитарных правил не находится в причинной связи с массовыми заболеванием или отравлением, а обусловило лишь причинение вреда здоровью отдельного человека или даже нескольких лиц, то виновный привлекается не по ст.

236, а по ст. 238 или по статьям гл. 26 УК. 5. Преступление с материальным составом считается оконченным с момента наступления последствий, указанных в диспозиции статьи (массовое заболевание или отравление людей). Создание лишь угрозы возникновения таких последствий влечет не уголовную, а административную ответственность.

Создание лишь угрозы возникновения таких последствий влечет не уголовную, а административную ответственность. 6. Субъективная сторона преступления — прямой умысел по отношению к деянию и неосторожность по отношению к последствиям.

Лицо осознает, что нарушает правила, желает совершить эти действия, предвидит наступление общественно опасных последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит, но должно было и могло предвидеть такие последствия. 7. Субъект преступления может быть как специальный, так и общий, достигший 16-летнего возраста.

К субъектам относятся как сами заболевшие, явившиеся источником распространения инфекции, так и специальные лица при невыполнении требований, обусловленных спецификой должностной или профессиональной деятельности.

Специальным субъектом данного преступления могут быть как должностные лица, так и иные работники, ответственные за соблюдение соответствующих правил либо для которых эта обязанность соответствует характеру осуществляемой деятельности, компетенции, правового статуса (работники предприятий и учреждений питания, промышленного и сельскохозяйственного производства, санэпидемстанций, медицинских и иных учреждений и организаций).

Должностное лицо, допустившее нарушение указанных правил наряду с должностным преступлением, подлежит ответственности по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 236, 285, 286 УК. Если нарушение санитарных правил не находится в причинной связи с массовыми заболеванием или отравлением, а обусловило лишь причинение вреда здоровью отдельного человека или даже нескольких лиц, то виновный привлекается не по комментируемой статье, а по ст.

238 или по статьям гл. 26 УК. По одному и тому же делу могут быть одновременно привлечены к уголовной ответственности должностные и иные лица, чьи действия или бездействие по нарушению санитарно-эпидемиологических правил находятся в причинной связи с последствиями, перечисленными в диспозиции статьи. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил может наступить как при совершении активных действий (продажа некачественных товаров, использование некачественной питьевой воды и т.п.), так и при бездействии (уклонение от карантинных мероприятий, от изоляции и госпитализации инфекционных больных и т.д.).

8. Квалифицирующим признаком преступления (ч.

2 комментируемой статьи) является наступление смерти хотя бы одного человека вследствие нарушения санитарно-эпидемиологических правил. Навигация по записям © 2019-2020 Уголовный Кодекс Российской Федерации со всеми изменениями и дополнениями.

Комментарий к статьям УК РФ.

Документирование итогов проверки

По окончании плановой или внеплановой проверки должностными лицами Роспотребнадзора составляется акт, в котором указываются:

  1. дата, время, продолжительность и место проведения проверки
  2. фамилии, имена, отчества (последние — при наличии) и должности должностных лиц Роспотребнадзора, проводивших проверку
  3. дата и номер распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора
  4. наименование органа Роспотребнадзора
  5. иные сведения, существенные для объективного отражения результатов проверки
  6. дата, время и место составления акта проверки
  7. наименование проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного представителя, присутствовавшего при проведении проверки
  8. сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований санитарного законодательства, их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения
  9. сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки уполномоченного представителя, присутствовавшего при проведении проверки, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи
  10. сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием указанного журнала у проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя
  11. подписи должностных лиц, проводивших проверку

К акту проверки могут прилагаться протоколы, объяснения лиц (сотрудников проверяемого юридического лица или ИП), на которых возлагается ответственность за нарушение требований санитарного законодательства, а также предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы. Второй экземпляр акта вручается уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя под расписку об ознакомлении, либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Если до составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведённых расследований, экспертиз, то подготовка документа завершается в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения проверочных мероприятий.

Результаты проверки, содержащие сведения, составляющие охраняемую законом тайну, оформляются (и в дальнейшем обрабатываются) с соблюдением требований, предусмотренных в отношении таких сведений законодательством. Сведения о произведенной проверке фиксируются в соответствующем журнале учета. В случае отсутствия журнала учета проверок отметка об этом включается в акт проверки.

При выявлении нарушений требований санитарного законодательства, лица, проводившие проверку, обязаны:

  1. выдать предписание об устранении выявленных нарушений (с указанием сроков устранения)
  2. принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности

Если при проведении проверки установлено, что деятельность проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими территорий, объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред уже фактически причинен, то должностное лицо Роспотребнадзора, проводившее проверку, обязано незамедлительно принять следующие меры:

  1. Доведению до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения
  2. Отзыву продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота
  3. По недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя путем направления материалов дела об административном правонарушении в суд в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)

При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица Роспотребнадзора вправе в соответствии с предписанием обязать проверяемое юридическое лицо, индивидуального предпринимателя:

  1. прекратить реализацию не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов
  2. провести работы по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний
  3. провести дополнительные санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия
  4. устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований
  5. выполнить лабораторные обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и организовать медицинское наблюдение за такими гражданами

В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в орган Роспотребнадзора письменные возражения с приложением обосновывающих документов или их копий.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе также обжаловать решение и действия (бездействие) должностного лица, принятое или осуществленное по результатам проверки, в орган Роспотребнадзора, выдавший распоряжение о проведении проверки, либо вышестоящему должностному лицу, органу Роспотребнадзора, а также в суд.

Законы Российской Федерации по КОАП РФ

  1. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
  2. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
  3. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Ответственность за нарушение санитарного законодательства

В соответствии со ст. 55, 57 Федерального закона

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Дисциплинарная ответственность представляет собой последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работником, т.е. несоблюдения им трудовой дисциплины.

К дисциплинарной ответственности за нарушение санитарного законодательства уполномочен привлекать работодатель.

За нарушение санитарного законодательства работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения. Гражданско-правовая ответственность устанавливается за вред, причиненный личности, имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства. Вред подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

Возмещение вреда здоровью граждан производится исходя из: • затрат на лечение и восстановление здоровья граждан; • расходов социального обеспечения и др. Возможно возмещение и морального вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда учитывается степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства установлена Кодексом об административных правовых нарушениях РФ.

В главе 6 КоАП РФ сформулировано несколько составов административных правонарушений. К ним относятся: • нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ); • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст.

6.4 КоАП РФ) • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (ст. 6.5 КоАП РФ); • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст.

6.6 КоАП РФ). Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена и в других статьях КоАП РФ (ст.

6.7, 7.2, 7.8, 8.2, 8.5, 8.6, 8.21, 8.31, 10.1, 10.8, 10.12, 10.14).

Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривает вынесение предупреждения либо наложение административного штрафа в размере от 100 до 2000 рублей (для граждан), административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток или наложение штрафа в размере от 5000 до 100 тыс. рублей (для юридических лиц).

Уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена ст. 236 Уголовного кодекса РФ. Так, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, применяется один из следующих видов наказаний: • штраф в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 мес; • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет; • обязательные работы на срок 180 ч; • исправительные работы на срок до 1 года; • ограничение свободы на срок до 3 лет.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо исправительными работами на срок от 6 мес до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Также уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена в следующих статьях Уголовного кодекса РФ: • ст. 238

«Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»

— в части сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей; • ст. 246

«Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ»

— в части нарушения санитарных правил при производстве строительных и других работ; • ст.

247

«Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов»

— в части нарушения правил обращения с бактериологическими (биологическими) веществами, токсичными промышленными и другими отходами; • ст. 248

«Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами»

— в части нарушения правил по безопасности работе микроорганизмами и т.д.; • ст.

254 «Порча земли» — в части нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами и др.

За данные виды преступлений, в зависимости от состава и отягчающих обстоятельств, предусмотрены следующие виды уголовной ответственности: • штраф в размере до 500 тыс.

рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет; • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет; • ограничение свободы на срок до 3 лет; • лишение свободы до 10 лет (возможно со штрафом или с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на соответствующий срок); • обязательные работы на срок от 120 до 240 ч; • исправительные работы на срок до 2 лет.

Помощь адвоката

Если вы пострадали вследствие несоблюдение норм санитарно-эпидемиологических требований, то вам необходима помощь . Наши специалисты окажут вам квалифицированную помощь на любой стадии рассмотрения дела.

Наказание виновных и защита интересов клиента– приоритетное направление нашей работы. Мы предоставим вам полный спектр услуг по самым доступным ценам.

Доверив ведение своего дела профессионалам, вы получите надежную поддержку и защиту ваших интересов в суде и в досудебном следствии.