Основания для отказа в перераспределении земельного участка

Основания для отказа в перераспределении земельного участка

Комментарий к Статье 39.29 Земельного кодекса РФ


Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, содержит в себе элементы, схожие с порядком предоставления земельных участков без проведения торгов. Так, комментируемой статьей предусматривается заявительный порядок реализации процедуры заключения такого соглашения.

При этом, учитывая, что в результате перераспределения должен быть образован новый земельный участок или новые земельные участки, образование таких земельных участков осуществляется по общим правилам, предусмотренным ЗК РФ, т.е. на основании утвержденного проекта межевания территории либо на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в случае, если такой проект отсутствует.

Следует отметить, что п. 9 комментируемой статьи закрепляет достаточно широкий перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков. Например, в целях защиты прав третьих лиц соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления должен принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении, в случае если не представлено согласие в письменной форме лиц, правами которых обременены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые заявителем предлагается перераспределить.

Аналогичное решение должно быть принято, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен п.

3 ст. 39.36 ЗК РФ и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.

Данная норма направлена на недопущение нарушений прав собственников зданий, сооружений на приобретение земельных участков в порядке реализации исключительного права, предусмотренного ст.

39.20 ЗК РФ . ——————————— Как отмечено в Постановлении Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. N 11

«О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»

(Вестник ВАС РФ.

2005. N 5), исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этими объектами недвижимости. Кроме того, при перераспределении земель и (или) земельных участков должны учитываться и прочие ограничения, в том числе возникающие в связи с реализацией полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Кроме того, при перераспределении земель и (или) земельных участков должны учитываться и прочие ограничения, в том числе возникающие в связи с реализацией полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Так, в частности, запрещается перераспределение с землями или земельными участками, изъятыми или ограниченными в обороте, зарезервированными для государственных или муниципальных нужд, земельными участками, в отношении которых принято решение о предварительном согласовании их предоставления. Однако существуют и «технические» ограничения, связанные с некорректным определением местоположения границ образуемого земельного участка в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В частности, в числе прочего заявителем должны быть соблюдены предъявляемые ЗК РФ требования к подготовке соответствующей схемы (см. комментарий к ст. 11.10) и предельным размерам образуемого земельного участка (см.

комментарий к ст. 11.9). Учитывая, что обязанность по обеспечению выполнения кадастровых работ и постановке образуемого земельного участка лежит на лице, заинтересованном в заключении соглашения о перераспределении, законодатель справедливо возложил на это лицо и обязанность по направлению в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления кадастрового паспорта образованного земельного участка, поскольку такой документ является обязательным приложением к заключаемому соглашению о перераспределении земель (или) земельных участков (п. 4 ст. 39.28 ЗК РФ). Вместе с тем отметим, что положения вступающего в силу с 1 января 2017 г. Федерального закона от 13 июля 2015 г.

N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусматривают возможность получения сведений Единого государственного реестра недвижимости в виде кадастрового паспорта. В соответствии с ч. 1 ст. 28 данного Закона государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

В перераспределении должны отказать, если:

1. Из участка, который заявитель хочет присоединить к своему участку в порядке перераспределения, можно образовать самостоятельный участок; 2. На участке, который заявитель хочет присоединить, находится чужая недвижимость; 3.

Присоединяемый участок изъят из оборота, ограничен в обороте или зарезервирован для государственных или муниципальных нужд; 4. Присоединяемый участок уже выставлен на аукцион, либо другому лицу уже предварительно согласовано его предоставление, либо в отношении данного участка подано заявление о предварительном согласовании; 5.

Участок заявителя после перераспределения окажется больше предельных максимальных размеров; 6. В отношении участка заявителя не проведено межевание, т.е.

границы исходного участка точно не определены.

Кстати, сама процедура межевания часто позволяет бесплатно «прирезать» соседний пустующий участочек без перераспределения. Есть еще основания, связанные с правильностью оформления документов , а так же с тем, что ситуация просто не подпадает под действие Главы V.4 ЗК РФ о перераспределении.

Что отмечено в законодательстве

Сегодня такая процедура, как перераспределение наделов, встречается очень редко.

Перераспределению подлежат только те участки, которые имеют кадастровый номер. Порядок проведения подобной процедуры очень отличается, зависимости от типов перераспределяемых участков. Если участки находятся в частной собственности, то пункт 2 статьи 11.7 ЗК РФ говорит о том, что собственники подобных земель получают право на владение новыми участками после того, как между всеми владельцами будет найдено соглашение по всем вопросам.

Если участки находятся в частной собственности, то пункт 2 статьи 11.7 ЗК РФ говорит о том, что собственники подобных земель получают право на владение новыми участками после того, как между всеми владельцами будет найдено соглашение по всем вопросам. Это значит, что для грамотного перераспределения земель всем владельцам участков следует прийти к общему решению. Если перераспределение происходит между частными и государственными землями, то руководствоваться нужно пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ.

Основания об отказе в перераспределении земельных участков указаны в таких статьях Земельного кодекса: Пункт 1 статьи 39.28 Заявление было подано заявителем в случае, который не предусмотрен законодательством. Пункт 4 статьи 11.2 Заявители не имеют прав на заявленные земли, а их владельцы не дали своего согласия.

Пункт 3 статьи 39.36 На территории участка находится объект завершенного или незавершенного строительства, который не позволяет провести перераспределение земли. Все действия, которые проводятся с земельными наделами, должны соответствовать действующему законодательству и не нарушать права других заинтересованных граждан.

Образец заявления на перераспределение земельного участка

Отказ администрации в перераспределении

Подавала заявление по утверждению схемы зем.участка по перераспределению, получила отказ (файл 01-0012), решила в досудебном порядке решить недоразумение с главой , написала письмо (файл 01-002 по 01-004) , передали в отдел зем.отношений, через какое то время позвонили и попросили подать заявление о перераспределении повторно, сославшись на правила делопроизводства,я подала(13.08.17) но сегодня получила вообще что-то не понятное — по телефону сказали , что это отказ в перераспределении и больше ничего они писать не будут. Читаю а четкой формулировки -отказано в утверждении схемы . — никак не найду Что мне делать, формально они ответили на письмо, а срок повторно поданного заявления истекает 14.08, подавать в суд по существующему отказу (файл 01-0012) , каковы перспективы суда,на какие статьи ссылаться?

Одна из хозпостроек моя,на кадастре не стоят, Есть акт от 2013г той же администрации — постройки самовольные, разрешения на строительство не давалось, земля не выделялась. 08 Августа 2017, 12:27, вопрос №1718208 Оксана, г.

Новосибирск 500 стоимость вопросавопрос решён Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (2) 10,0 Рейтинг Правовед.ru 19692 ответа 7613 отзывов эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. эксперт
  2. 10,0рейтинг

Оксана, добрый день!

В последнем отказе как основание указано на наличие каких то объектов недвижимости на участке.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании схемы ЗУ установлен ст.

11.10 Земельного кодекса16. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.согласно ст. 11.9 ЗК4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.с учетом этого отказ можно попробовать обжаловать в порядке Кодекса административного судопроизводства в течение 3 месяцев с даты получения отказа если указанные не зарегистрированы как объекты недвижимости и вообще возможно не относятся к таковымст. 130 ГК1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.поэтому к объекту недвижимости относится далеко не любая постройка 08 Августа 2017, 13:19 0 0 получен гонорар 100% 1172 ответа 469 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Курган Бесплатная оценка вашей ситуации Добрый день, Оксана.Из Ответа на заявление (вх. № 98-К от 03.07.2017) отказ был мотивирован со ссылкой на ч. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ:Ст.39.29 ЗК РФ.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности9. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц.Таким образом, исходя из того, что на земельном участке расположены объекты капитального строительства, то этим и был мотивирован отказ.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц.Таким образом, исходя из того, что на земельном участке расположены объекты капитального строительства, то этим и был мотивирован отказ.

Возникает вопрос относительно законности такого отказа, поскольку право собственности на объекты не было установлено, так как оно не зарегистрировано.

Отсюда следует, что оспорить отказ все-таки возможно в судебном порядке. Кроме того, возникает сомнение относительно довода о том, что расположены именно объекты капитального строительства. В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

С глубоким уважением, Алексей Байкалов.

08 Августа 2017, 13:42 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Похожие вопросы 24 Сентября 2017, 00:34, вопрос №1760098 19 Апреля 2020, 17:29, вопрос №1972518 31 Мая 2020, 10:38, вопрос №2011812 13 Марта 2020, 21:45, вопрос №1933752 20 Сентября 2020, 21:27, вопрос №2111726 Смотрите также

Окончательные этапы процедуры


Только после получения обновлённого кадастрового паспорта муниципалитет может заключить с гражданином соответствующее соглашение.

Заявитель предоставляет совместно с паспортом собственное удостоверение личности, правоустанавливающие бумаги на объект, соответствующее заявление и решение администрации об одобрении процедуры. Типовое соглашение о перераспределении земельных участков с администрацией оформляется в письменном виде.
Типовое соглашение о перераспределении земельных участков с администрацией оформляется в письменном виде.

При необходимости стороны вправе заверить данный документ в нотариальной конторе. Сначала соглашение подписывается муниципальным органом, и лишь затем – заявителем (как указывалось выше, ему даётся 30 дней для подписания бумаг).

Заключительные этапы процедуры:

  1. оплата работ по перераспределению участков;
  2. обращение в Росреестр или МФЦ для перерегистрации прав на объект и получения выписки из ЕГРП.

Статья 39.29 Земельного кодекса.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

1. В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо — собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее — заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.2.

В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.3.

К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.4.

Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.5. Заявление о перераспределении земельных участков и прилагаемые к нему документы по выбору заявителя могут быть поданы или направлены в уполномоченный орган лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».6.

Порядок и способы подачи заявлений о перераспределении земельных участков, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.7. В течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи.

При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.8. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.8.1. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ

«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

, срок, предусмотренный пунктом 8 настоящей статьи, может быть продлен, но не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков.

О продлении срока рассмотрения указанного заявления уполномоченный орган уведомляет заявителя.9. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.10.

Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.11. Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.12. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.13.

В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания.

Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.14.

Уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет

Юристов онлайн Вопросов за сутки Вопросов безответов Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц. сетях

© 2000-2020 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

Москва Комсомольский пр., д. 7 Санкт-Петербург наб. р. Фонтанки, д. 59 Екатеринбург: Нижний Новгород: Ростов-на-Дону: Казань: Челябинск:

Чужие сотки могут стать своими

Почти в каждом населенном пункте есть собственники земельных участков, которые специально или случайно «прирезали» несколько прилегающих квадратных метров. Под «прирезками» понимаются те земельные участки, которые граждане уже фактически используют, огородили, обрабатывают и пользуются в полной мере, но по документам они не являются их частной собственностью.

В случае если это не земельный участок соседа или не территория общего пользования (например, дорога), такой самовольный захват можно узаконить.

На юридическом языке «прирезка» участка называется «перераспределение земельных участков».

С 1 марта 2015 года, с момента внесения изменений в Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ), некоторые собственники земельных участков получили возможность «прирезать» к своему земельному участку часть государственной или муниципальной земли в упрощенном порядке. Для подобных случаев в ЗК РФ добавлена новая глава:

«Перераспределение земель и (или) земельных участков»

.

В соответствии со ст. 39.28 ЗК РФ возможность «прирезать» к своим соткам часть государственной или муниципальной земли предоставлена гражданам – собственникам земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства.

Такое перераспределение возможно при условии, что площадь земельного участка, находящегося в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных на территории соответствующего поселения (городского округа) предельных максимальных размеров земельных участков. Например, если площадь вашего участка 10 соток, а предельная норма для ИЖС, установленная уполномоченными органами местного самоуправления, 12 соток, то увеличить площадь земельного участка возможно только до 12 соток. Проблема в том, что предельные максимальные размеры земельных участков пока ещё установлены не всеми органами местного самоуправления.

То есть подать заявление о перераспределении земельных участков можно только в тех населенных пунктах, где такие нормы установлены.

Перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашения с уполномоченными органами.

Такое перераспределение осуществляется за плату, размер которой устанавливается органами местного самоуправления самостоятельно. В отношении земельных участков, находящихся в собственности Омской области, и не разграниченных земель размер платы установлен постановлением Правительства Омской области от 12.08.2015 N 210-п. Для заключения соглашения о перераспределении земельных участков собственник земельного участка должен обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит предоставление земельных участков.

К заявлению о перераспределении земельных участков должна быть приложена схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земельных участков, состав необходимых для этого документов и сроки рассмотрения таких заявлений установлен ст. 39.29 ЗК РФ. Кроме того, указанная статья содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении. Таких оснований 13. Максимальный срок для рассмотрения заявления о перераспределении – тридцать дней.

После получения решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, заявитель должен обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана, необходимого для постановки вновь образованного земельного участка на кадастровый учет.

Реестр кадастровых инженеров, действующих на территории Омской области, размещен на портале Росреестра в сети Интернет.

После представления кадастрового паспорта земельного участка, в срок не более чем 30 дней, уполномоченный орган направит заявителю подписанные экземпляры соглашения о перераспределении земельных участков для подписания. Последний этап оформления «прирезки» – это обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности на вновь образованный земельный участок и его регистрация в Росреестре.

Важно. За самовольный захват земельных участков предусмотрены штрафы, которые с 2015 года возросли. Теперь закон устанавливает необходимый объем штрафа в процентах от кадастровой стоимости.

Это значит, что штрафная санкция для граждан будет в размере 1-1,5процента кадастровой стоимости (но не меньше 5000 рублей).

Для компаний — 2-3 процента (но не меньше 100000 рублей). Статья 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Юлия Швецова, заместитель начальника отдела регистрации прав на земельные участки и объекты недвижимости нежилого назначения Управления Росреестра по Омской области, государственный регистратор.

Главные причины

Причины отказа в перераспределении земельного участка можно сформулировать так:

  1. размер нового участка превышает максимально допустимый.
  2. владельцы земли не пришли к согласию о том, как перераспределить свою собственность;
  3. на земельный надел, который хочет перераспределить заявитель, есть приоритетное право у других граждан;
  4. территория перераспределяемого участка относится к категории земель с ограниченным использованием;
  5. заявитель хочет провести перераспределение тех земель, которые забронировало государство или муниципальные органы;
  6. на территории надела, подлежащего перераспределению, находятся государственные или муниципальные объекты строительства;

Решение об отказе в перераспределении земельного участка может быть обжаловано.

Для этого гражданину потребуется направить еще одно заявление с доказательствами того, что отказ был дан незаконно. Администрация обязана дать на него ответ с указание конкретных причин или же дать указания на устранение причин отказа.

Если же и это не помогло, но заявитель уверен в своей правоте, то он может обжаловать такое решение в суде.