Пени за просрочку платежа ндфл

Пени за просрочку платежа ндфл

Вопросы исчисления пеней по НДФЛ


При проверке деятельности налоговых агентов нередко возникают ситуации, когда налоговые органы по тем или иным обстоятельствам начисляют пени по подоходному налогу, налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ). При этом расчет пеней по данным налогам для налоговых агентов имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при их начислении. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ст.

75 НК РФ).Следует заметить, что пеня не является мерой налоговой ответственности (гл. 16 НК РФ), а наряду с залогом имущества, поручительством, приостановлением операций по счетам в банке является способом обеспечения уплаты налога (п. 1 ст. 72 НК РФ). Рассмотрим вопросы начисления пеней подробнее на конкретных примерах.

Пример 1. В ходе выездной налоговой проверки налогового агента были установлены случаи неудержания НДФЛ с выплаченных работникам денежных сумм.

Налоговый агент имел возможность удержать налог с указанных выплат.

Налоговый орган начислил на данные суммы пени.В данном случае налоговый орган руководствовался ст.

75 НК РФ и разъяснениями МНС России, согласно которым пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. То есть должностные лица налогового органа при установлении в ходе проведения выездных налоговых проверок налоговых агентов факта неудержания НДФЛ с выплаченного физическим лицам дохода производят начисление пеней за каждый календарный день просрочки обязанности по исчислению и удержанию налога. Однако судебная практика складывается не в пользу налоговых органов.

Так, например, ФАС Уральского округа в постановлении от 06.03.03 по делу № Ф09-491/03-АК указал следующее: судом установлено и материалами дела подтверждается факт неудержания налоговым агентом НДФЛ за 2001 и 2002 гг. П. 1 ст. 46 НК РФ предусматривает возможность взыскания с налогового агента суммы неуплаченного налога, которая может быть реализована только в случае фактического удержания налоговым агентом причитающихся к уплате в бюджет сумм налога. Поскольку в соответствии с п.

9 ст. 226 НК РФ уплата налога с доходов физических лиц за счет средств налоговых агентов не допускается, то в силу п.

1 ст. 8, п. 1 ст. 45 и п. 1 ст. 46 НК РФ отсутствовали правовые основания для взыскания с налогового агента за счет его средств неудержанного и невзысканного с физических лиц указанного налога, а следовательно, отсутствовали и основания для взыскания пени за несвоевременную уплату налога.Также данный судебный орган в постановлении от 29.04.03 по делу № Ф09-1213/03-АК указал, что согласно п.

1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (абз. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ). До момента удержания налоговым агентом суммы налога обязанность по его уплате лежит на налогоплательщике. Следовательно, в случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной.

При таких обстоятельствах, положения НК РФ, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.На основании изложенного суд обоснованно признал решение налогового органа незаконным в части доначисления налога и соответствующей суммы пени.Целесообразно обратить внимание и на вывод ФАС Восточно-Сибирского округа, содержащийся в постановлении от 26.11.02 № А33-1251/02-Сза-Ф02-3346/02-С1: из смысла п.

1 ст. 75 НК РФ следует, что пени начисляются при неисполнении налоговым агентом обязанности по перечислению удержанных сумм налога.

Поскольку организацией – налоговым агентом – налоги не были удержаны, то начисление соответствующих пеней является незаконным.Пример 2. В ходе выездной налоговой проверки налогового агента были установлены случаи неудержания НДФЛ с выплаченных в пользу физических лиц доходов. Налоговый агент в связи с увольнением работников не имел возможности удержать налог с указанных выплат.

Налоговый орган начислил на данные суммы пени.

В данном случае действия налогового органа неправомерны. Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.

224 НК РФ. При этом п. 9 ст. 226 НК РФ установлено, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Следовательно, если налоговый агент не исчислил и не удержал у налогоплательщика суммы НДФЛ при невозможности их удержания, то такие суммы не относятся к неперечисленным (не полностью перечисленным) суммам налога, в связи с чем взыскание пени с налогового агента не производится. Аналогичную точку зрения занимает юридический департамент МНС России (письмо от 21.02.02 № 14-1-06/195).Пример 3.В ходе выездной налоговой проверки были установлены случаи недобора налога с доходов физических лиц, при этом у налогового агента существует переплата налога в бюджет.

Налоговый орган, не учитывая сумму переплаты, начислил на суммы недобора налога пени. В данном случае следует иметь в виду п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.96 № 20-П, установивший, что по смыслу ст.

57 Конституции РФ налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога.
Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж – пеню, как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Обязанность по внесению налога в бюджет возложена на налогового агента (п.

1 и п. 6 ст. 226 НК РФ), соответственно, и пени начисляются к задолженности налогового агента (п. 1 ст. 75 НК РФ). Поскольку у налогового агента отсутствует задолженность перед бюджетом, то есть отсутствует факт недополучения налоговых сумм от налогового агента (отсутствуют потери бюджета), начисление пеней произведено неправомерно.

Пример 4. В ходе выездной налоговой проверки налогового агента были установлены факты несвоевременного перечисления удержанных с доходов физических лиц сумм налога. Налоговым органом на данные суммы были начислены соответствующие пени, однако налоговый агент оспорил правомерность начисления пеней за неуплату налога в течение года, мотивируя это тем, что в течение года вносится не налог, а так называемые авансовые платежи по налогу.В данном случае необходимо исходить из того, что порядок и сроки перечисления налоговым агентом в бюджет налога установлены ст. 226 НК РФ. При этом срок перечисления связывается с моментом получения в банке средств на оплату труда, и фактически выплаченный доход ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться как авансовый платеж (тем более что в гл.

23 НК РФ не определено понятие «авансового платежа», уплачиваемого налоговым агентом), так как он получен исходя из реальных финансовых результатов экономической деятельности.Учитывая изложенное, доводы налогового агента о неправомерности начисления пеней на суммы авансовых платежей по налогу являются несостоятельными (аналогичный вывод был сделан ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 15.10.01 по делу № А44-1380/01-С15-к в отношении сходного порядка уплаты подоходного налога).

Пример 5.В ходе выездной налоговой проверки установлены факты несвоевременного перечисления налога с выплаченной заработной платы, при этом выплата заработной платы производилась не в полном объеме. Налоговый орган произвел расчет пени путем процентного отношения по удельному весу фактически полученной заработной платы к начисленной (данный механизм расчета предусматривался абз.

6 п. 31 Инструкции ГНС России от 29.06.95 № 35). Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Судом было установлено, что налоговый орган производил расчет пени путем процентного отношения по удельному весу фактически полученной заработной платы к начисленной, то есть не по правилам, предусмотренным п.

3 ст. 75 НК РФ, а других расчетов по каждому дню просрочки налогового агента инспекцией представлено не было. Учитывая изложенное, расчет пеней, начисленных налоговым органом, был признан необоснованным (постановление ФАС Уральского округа от 25.02.03 по делу № Ф09-308/03-АК). Пример 6. В ходе выездной налоговой проверки установлены факты несвоевременного перечисления НДФЛ в бюджет.

Налоговый орган начислил пени на дату написания справки о проведении проверки.

В требовании об уплате налога, направленном налоговому агенту, налоговым органом на основании п. 4 ст. 69 НК РФ указан размер пеней, начисленных на момент направления требования (в большем размере).Ранее налоговые органы руководствовались следующими разъяснениями МНС России (письмо от 23.11.99 № 08-1-06/835): в соответствии со ст. 89 НК РФ по окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Начисление пени по результатам выездной налоговой проверки налогового агента на суммы недобора налога и (или) задолженности по перечислению налога за пределами проверенного периода не предусмотрено.

Пеня на данные суммы за дни после окончания выездной налоговой проверки налогового агента до фактической уплаты в бюджет указанных сумм начисляется при проведении следующей выездной налоговой проверки. Однако в настоящее время позиция МНС России изменилась и заключается в следующем: при наличии у налогового агента недоимки (задолженности), возникшей в связи с неисполнением им обязанностей, предусмотренных п. 3 ст. 24 Кодекса, и выявленной в результате выездной налоговой проверки, налоговому агенту в срок, установленный ст.

70 НК РФ, направляется требование об уплате налога, в котором должны содержаться сведения о размере пеней, начисленных на момент направления требования. Следовательно, на момент направления требования налоговому агенту производится дополнительный расчет пени на дату выставления требования на сумму задолженности, выявленной в ходе выездной налоговой проверки.

При этом положения ст. 71 НК РФ на налоговых агентов не распространяются.

В случае, если обязанность налогового агента по уплате налога изменилась после направления требования об уплате налога, то данные изменения будут учитываться только при проведении следующей выездной налоговой проверки этого налогового агента. По нашему мнению, данная позиция неправомерна.

Пени должны начисляться на сумму реальной недоимки по налогу.

В случае начисления пеней за период после проведения проверки у налогового органа отсутствует информация о реальном размере недоимки, образовавшейся после проверки (налоговый агент мог погасить за этот период задолженность; могла образоваться переплата налога или у конкретных физических лиц, по доходам которых выявлен недобор налога, могут быть выявлены факты излишнего удержания налога, перекрывающие сумму недобора в налоговом периоде), то правовых оснований для начисления пеней не имеется.Пример 7. Налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки, проведенной в мае 2001 года, установлено, что по состоянию на 01.01.98 у налогового агента имелась задолженность по налогу (кредитовое сальдо по счету 68).

Налоговый орган начислил на данную сумму пени.В данном случае действия налогового органа следует признать неправомерными. ФАС Уральского округа в постановлении от 29.07.02 по делу № Ф09-1541/02-АК указал: поскольку из смысла ст. 78, 87, 113 НК РФ следует, что недоимка по итогам налоговой проверки не подлежит взысканию более чем за три года, предшествующих году проверки, то при отсутствии оснований для взыскания недоимки пеня также не может быть взыскана в силу ст.

75 НК РФ.В постановлении от 03.07.03 по делу № Ф09-1851/03-АК этим же судом также подтверждено, что в недоимку по итогам налоговой проверки, проведенной за три года, предшествовавших году проверки, не допускается включение сальдо по налогу на начало периода, подлежащего проверке, и не производится начисление пени.Пример 8. В ходе выездной налоговой проверки было установлено, что в нарушение абзаца 2 п.

7 ст. 226 НК РФ налоговым агентом, имеющим обособленные подразделения, исчисленные и удержанные суммы НДФЛ (подоходного налога) не были перечислены по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, перечисление произведено по месту нахождения головной организации – налогового агента. Налоговый орган начислил на данные суммы штраф и пени.В данном случае следует исходить из того, что у налогового агента (в целом) не имеется недоимки по налогу, поэтому в силу ст. 8, 44, 45, 52 – 55 НК РФ взыскание пени, а равно налога и штрафа при отсутствии недоимки у налогового агента не может иметь места – постановление ФАС Уральского округа от 02.06.03 по делу № Ф09-1557/03-АК.

К аналогичному выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлениях от 20.08.02 по делу № Ф04/2934-295/А67-2002 и от 23.07.03 по делу № Ф04/3491-482/А67-2003. ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 13.08.02 по делу № Ф08-2887/2002-1054А также подчеркнул, что при отсутствии в действиях налогового агента состава такого налогового правонарушения, как неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, ответственность за которое установлена ст.123 НК РФ, отсутствует обязанность по уплате недоимки и пени по подоходному налогу, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом в части уплаты подоходного налога.

Таким образом, действия налогового органа в части доначисления пеней в описываемой ситуации нельзя признать правомерными.

В дополнение к вышеизложенному следует обратить внимание на вопрос взыскания пеней с налоговых агентов: пени на сумму удержанного с физического лица налога (подлежащего перечислению в бюджет) взыскиваются с налогового агента в бесспорном порядке (п. 2 и п. 9 ст.46 НК РФ, п. 11 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.99 № 41/9).
2 и п. 9 ст.46 НК РФ, п. 11 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.99 № 41/9).

При этом согласно п. 7 ст. 47 НК РФвзыскание налога за счет имущества налогового агента — организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу — исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Следовательно, налоговый орган наделен полномочиями по взысканию недоимки и пеней по подоходному налогу путем осуществления процедуры исполнительного производства без обращения в арбитражный суд — постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.05.01 по делу № А29-3417/00А (аналогичный вывод можно сделать и в отношении НДФЛ). Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 № 20-П «По делу о проверке конституционности п.

2 и 3 части первой ст. 11 Закона РФ от 24.06.93 «О федеральных органах налоговой полиции».Постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.99 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ».Федеральный закон от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Как отразить недоимку и пени в бухгалтерском учете

Согласно рабочего плана счетов в бухучете прежде всего проверьте начисление авансовых платежей — оно должно быть отражено записью на последний день отчетного периода: ДЕБЕТ 99 — КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по упрощенному налогу» — начислена сумма авансового платежа по УСН за отчетный период.

Если такой проводки в нужный момент вы не сделали, то ваши действия будут зависеть от того, когда и какую именно вы обнаружили недоимку.

Если это долг по авансу за текущий год и нашли вы его в текущем году, то просто текущей датой сделайте указанную выше проводку по начислению.

Если год уже закрылся, но бухгалтерскую отчетность вы еще не сдали, сделайте ту же проводку задним числом — от 31 декабря истекшего года.

А вот если отчетность уже сдана и вам надо доначислить налог за прошлый год, то счет 99 «Прибыли и убытки» трогать не нужно.

Расход в этом случае отразите в бухучете как убыток прошлых лет проводкой: ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» — КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по упрощенному налогу» — доначислена сумма авансового платежа за прошлый год. Основанием для доначисления налога будет бухгалтерская справка-расчет. В этом документе желательно указать причину образования недоимки.

А вот уплату недоимки отразите проводкой на текущую дату на основании платежки: ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по упрощенному налогу» — КРЕДИТ 51 — перечислен авансовый платеж по упрощенной системе в бюджет. Начисление и уплату пеней также отразите текущей датой записями: ДЕБЕТ 99 — КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по пеням» — начислены пени; ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по пеням» — КРЕДИТ 51 — уплачены пени. Обратите внимание: счет 99 при начислении пеней нужно использовать всегда независимо от того, за какой период вы уплачиваете пени — за текущий или за прошлый.

Начисление пеней делается на основании бухгалтерской справки, а уплату отразите на основании платежного поручения.

Как было сказано выше, в налоговом учете при «упрощенке», сумма самого «упрощенного» налога и авансы по нему расходом не признаются (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). То же самое относится и к пеням по данному налогу — они не перечислены в закрытом перечне расходов «упрощенца».

Поэтому ни уплату «упрощенного» налога, ни уплату пеней в Книге учета доходов и расходов фиксировать не нужно.

Платежное поручение

Также при уплате пени по НДФЛ Вам может понадобиться платежное поручение.

Это документ, содержащий всю информацию о налоге и задолженности.

Вам необходимо будет верно и аккуратно заполнить все поля личной и относящийся к делу информацией, лишь тогда его можно использовать, как официальный документ. Образец и форму для заполнения каждый желающий может найти в интернете, главное искать действующую форму этого года. Далее Вы можете просто распечатать бумагу и заполнить всё в соответствии с образцом.
Далее Вы можете просто распечатать бумагу и заполнить всё в соответствии с образцом.

Расчет пени по ставке рефинансирования (калькулятор онлайн): как считается количество дней просрочки

Важно знать, что период просрочки для целей расчета пени по налогам и страховым взносам, уплачиваемым в ИФНС (взносы на ОПС, на ОМС и на ВНиМ), считается несколько иначе, нежели период просрочки для целей расчета пени по взносам «на травматизм» и взносам на ОПС, на ОМС и на ВНиМ, когда они еще уплачивались в Фонды.

Так, пени по налогам/взносам в ИФНС считаются за период начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты налога/взноса. А день окончания начисления пеней зависит от даты возникновения недоимки (, ):

  1. если недоимка возникла начиная с 28.12.2018, то день погашения недоимки учитывается в общем количестве дней просрочки. Допустим, органиция НДФЛ с отпускных и пособий за январь перечислила не 31.01.2019, а 04.02.2019. Значит, пени будут начислены за 4 дня (с 01.02.2019 по 04.02.2019).
  2. если недоимка возникла до 27.12.2018 включительно, то день ее погашения в общем количестве дней просрочки не учитывается, т.е. пени будут начислены до дня, предшествующего фактической уплате налога/взноса. Например, организация просрочила уплату НДФЛ с отпускных и пособий за ноябрь 2020 года, перечислив налог 27.12.2018 вместо 30.11.2018. Соответственно, пени «набегут» за 26 дней (с 01.12.2018 по 26.12.2018 включительно);

Что же касается пеней по взносам «на травматизм», а также других страховых взносов, уплачиваемых до 2017 года в Фонды, то они всегда считаются за период начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты взноса, до дня уплаты взноса включительно (, ).

К примеру, компания должна была уплатить взносы «на травматизм» за ноябрь 2019 года не позднее 16.12.2019 (15 декабря – воскресенье), а сделала это лишь 27.12.2019.

Следовательно, пени будут начислены за 11 дней (с 17.12.2019 по 27.12.2019 включительно).

Инструкция по использованию калькулятора пеней

В левой части калькулятора укажите форму собственности — ИП или юрлицо, а также сумму задолженности, с которой начислялись пени. Затем укажите последний срок уплаты налога или взноса (в который вам не удалось уложиться) и фактический срок уплаты недоимки.

Примите решение, будете ли вы включать день уплаты недоимки в расчет пеней (напоминаем, включить этот день в расчеты — наименее рискованный вариант с точки зрения возможных претензий налоговой).

Остается только нажать кнопку “Рассчитать” — и вы увидите результат в правой части калькулятора. После всех расчетов вы сможете распечатать результат прямо из калькулятора, нажав появившуюся кнопку “Напечатать”. Легко ведите учет, начисляйте зарплату, автоматически формируйте отчетность и отправляйте ее онлайн.

Сервис напомнит о важных задачах и датах, обновляется автоматически, доступен из любого места, где есть интернет. Протестируйте возможности бесплатно в течение 14 дней.

Что написано в НК

Обычно налоговые агенты должны перечислять НДФЛ в бюджет не позже рабочего дня, следующего за днем выплаты дохода физлицу (НДФЛ с отпускных и больничных — не позднее последнего дня месяца, в котором они выплачены), , .

Если заплатить налог позже — это уже нарушение. В НК предусмотрены такие штрафы: •по ст. 123 НК РФ — за неудержание и/или неперечисление (неполное удержание или перечисление) НДФЛ в установленный срок — 20% от суммы, подлежащей удержанию либо перечислению.

Из формулировки следует, что, даже если вы правильно посчитали НДФЛ, вовремя его удержали, но перечислили в бюджет с опозданием, все равно будет штраф; •по п.

1 ст. 126.1 НК РФ — за отражение в расчете 6-НДФЛ и справках 2-НДФЛ недостоверных сведений — 500 руб. за каждый документ с ошибками. НК предусматривает, что если вы перечислили НДФЛ вовремя, но в меньшей сумме из-за ошибки, то можете избежать наказания при условии, что налоговики это не заметили и вы, , : •представили в ИФНС уточненный расчет 6-НДФЛ; •до подачи уточненки уплатили недоимку и пени.

Поясним на примерах, когда НК позволяет избежать штрафа, а когда нет.

Показатели Пример 1 Пример 2 Условие 20 марта 2020 г. работнику выплатили суточные 10 000 руб. за 10 дней командировки, по которой авансовый отчет руководитель утвердил в феврале. Однако забыли исчислить и удержать НДФЛ со сверхнормативных суточных 3000 руб. (10 000 руб. – (700 руб. х 10 дн.)). Сверхнормативные суточные и налог с них в расчете 6-НДФЛ за I квартал 2020 г.

Сверхнормативные суточные и налог с них в расчете 6-НДФЛ за I квартал 2020 г. не отразили. Ошибку обнаружили 10.05.2018 20 марта 2020 г. работнику выплатили доход 10 000 руб.

Исчислили НДФЛ в сумме 1300 руб.

и удержали его при выплате. Суммы дохода и налога отразили в расчете 6-НДФЛ за I квартал 2020 г. Однако 21.03.2018 по ошибке в бюджет перечислили 130 руб.

НДФЛ вместо 1300 руб. 10.05.2018 обнаружили, что налог заплатили в меньшей сумме, чем положено Решение 10.05.2018 при выплате зарплаты работнику удержали НДФЛ в сумме 390 руб.

(3000 руб. х 13%). Поскольку эту сумму нужно было перечислить в бюджет 21.03.2018, то пени уплатили за период с 22 марта по 9 мая 2020 г.

Представили в ИФНС уточненный расчет 6-НДФЛ за I квартал 2020 г., указав в нем правильные суммы, в том числе: •сверхнормативные суточные на дату получения дохода — 28.02.2018 (последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет); •НДФЛ, исчисленный 28.02.2018 и удержанный 21.03.2018, — 390 руб. 10.05.2018 доплатили недоимку по НДФЛ 1170 руб. (1300 руб. – 130 руб.) и пени за период с 22 марта по 9 мая 2020 г.

Однако расчет 6-НДФЛ за I квартал 2020 г.

уточнять не нужно, ведь в нем все отражено правильно Последствия Не будет штрафа за несвоевременное перечисление НДФЛ Будет штраф за несвоевременное перечисление НДФЛ

Примеры расчета пеней по новым правилам

Пени по недоимке, образовавшейся до вступления в силу нововведений, следует начислять по старым правилам независимо от длительности просрочки (п. 9 ст. 13 Закона №401-ФЗ).Важно! Это означает, что если срок уплаты налога наступил до 01 октября 2017 г., то расчет пени производится по старым правилам, т.е.

исходя из 1/300 ставки рефинансирования независимо от количества дней образовавшейся просрочки.

Сам алгоритм расчета периода просрочки по налогам для исчисления пени не изменился. Пени рассчитываются, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Таким образом, число дней просрочки по налогам для расчета пени определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (п.3 и п.4 ст.

75 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.07.2016 г.

№03-02-07/2/39318). В случае если ставка рефинансирования, попадающая на дни просрочки, изменялась, то расчет пеней производится, исходя из каждой ставки рефинансирования ЦБ РФ отдельно.Важно! При этом за однодневное опоздание с уплатой налогов (сборов, страховых сборов) пени начислять и уплачивать не нужно (п.3 ст.75 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.07.2016 г. №03-02-07/2/39318).Пример №1 Срок уплаты НДС за 3 квартал 2017 г.

в сумме 500 000 рублей (1/3 часть) — 25 октября 2017 г. Предположим, что компания заплатила налог с опозданием 30 октября 2017 г.

Пени рассчитываются за период с 26 октября по 29 октября 2017 г., т.е. за 4 календарных дня. Поскольку период просрочки не превышает 30 дней, то расчет пени осуществляется по 1/300 ставки рефинансирования.

С 18.09.2017 г. ставка рефинансирования составляет 8,5% (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017 г.). Предположим, что ставка рефинансирования за 4 дня не менялась.

Тогда расчет пени за период просрочки составит: (500 000 рублей х 8,5%/300) х 4 дня = 566,67 рублей.Важно! Аналогичный подход к расчету пени с 1 октября 2017 года будет применяться и в части страховых взносов. То есть, если просрочка по уплате страховых взносов компании составит более 30 календарных дней, то пени рассчитываются исходя из 1/150 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки.Пример №2 Срок уплаты взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за сентябрь 2017 г.

– 16 октября 2017 г. (перенос с выходного дня).

Компания перечислила страховые взносы с опозданием – 29.12.2017 г.

Сумма недоимки составила 100 000 рублей. Период просрочки составляет 73 календарных дня (с 17.10.2017 г. по 28.12.2017 г.). С 18.09.2017 г.

ставка рефинансирования составляет 8,5% (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017 г.).

Предположим, что ставка рефинансирования за 73 дня не менялась. Для того чтобы рассчитать размер пени, необходимо дни просрочки разделить на 2 периода (просрочка до 30 календарных дней включительно) и просрочка с 31 календарного дня по день, предшествующий дню уплаты страховых взносов. Период просрочки до 30 календарных дней – с 17.10.2017 г.

по 15.11.2017 г. включительно. Расчет пени за этот период: (100 000 рублей х 8,5% / 300) х 30 дней = 850 рублей.

Период просрочки с 31 календарного дня – с 16.11.2017 г.

по 28.12.2017 г. включительно. Расчет пени за этот период: (100 000 рублей х 8,5% / 150) х 43 дня = 2 436,67 рублей. Всего за весь период размер пени составил: 850 рублей + 2 436,67 рублей = 3 286,67 рублей.

Таким образом, если просрочка уплаты налогов (сборов, страховых взносов) компании составляет более 30 календарных дней, то размер пени с 31 календарного дня будет в 2 раза выше.

  1. , аудитор-эксперт

«».

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Ответственность за неуплату

Ответственность за нарушение порядка начисления и сроков оплаты НДФЛ распространяется как на налоговых агентов, так и на физических лиц, которые получают прибыль. Несвоевременная уплата НДФЛ означает появление задолженности по налогу, которая подлежит перечислению в государственный бюджет. Просроченная сумма по налоговому долгу облагается пени, служащей возмещением затрат казначейства за несвоевременное выполнение налогоплательщиком своих обязанностей.

К индивидуальным предпринимателям и юристам, ведущим частную практику, за несвоевременную уплату авансового платежа на протяжении налогового срока также может быть применено обложение пени. Физическое лицо обязано самостоятельно уплачивать НДФЛ с надлежащих типов дохода, к примеру, полученного от продажи имущества.

Налогоплательщик, не являющийся ИП, на протяжении текущего года обязан производить авансовые платежи по налогу, а в завершении года заплатить всю сумму. Неуплата либо же неполная оплата физическим лицом НДФЛ, появившаяся в итоге занижения налоговой базы, может наказываться взысканием. Размер взыскания составляет 20% от суммы задолженности по налогу либо же 40% при совершении таких действий умышленно.

Занижение самой базы может появиться тогда, когда плательщик в декларации указал вычеты, которые в реальности не имел права применять, а также если он задекларирует прибыль в меньшей сумме. Если налоговый агент не вычел, не перечислил НДФЛ с заработной платы налогоплательщика или вычел и перечислил не всю сумму налога, то на него может быть наложено взыскание, а также начислены штрафные пени.

Размер взыскания составляет 20% от суммы средств, которую нужно было перевести в государственный бюджет. Стоит отметить, что это предписание действует лишь тогда, когда у налогового агента была возможность вычесть НДФЛ из прибыли физического лица. Ведь если налогоплательщику был выплачен доход, например, только лишь в натуральном виде, то осуществить удержание налога с него нельзя.

В таком случае никакое взыскание к налоговому агенту применяться не может.

Пример расчета

Исходные данные: Зарплата работника за вторую половину месяца выплачивается 5-того числа, НДФЛ с нее должен быть перечислен 6-того числа.

За февраль 2020 подоходный налог в размере 20 000 был уплачен только 10 апреля 2020, сколько пеней нужно перечислить в связи с недоимкой? Как рассчитать в калькуляторе: Срок задержки – с 7 марта по 9 апреля, при этом до 25 марта включительно ставка рефинансирования была 7,5 процентов, а с 26 марта – 7,25 процентов.

Значит, проведем отдельно расчет по каждой ставке.

Для 7,5%:

  1. Нижнее – выбирается 7,5%.
  2. Верхнее поле онлайн калькулятора: сумма долга по НДФЛ = 20000.
  3. Среднее поле: срок задержки – с 7 по 25 марта = 19 дней.

Для 7,25%:

  1. Средняя строка: период просрочки с 26 марта по 9 апреля = 15 дней.
  2. Нижняя – 7,25%.
  3. Верхняя строка – 20000.

Результаты вычислений в калькуляторе: 7,5% 7,25% Итого пени за просрочку оплаты НДФЛ = 95 + 72,50 = 167,50 руб.

Когда по НДФЛ возникнет просрочка

Просрочка по НДФЛ образуется тогда, когда лицо, обязанное перечислить НДФЛ, нарушит срок, установленный НК РФ. Напомним, что налоговые агенты должны перечислять исчисленный и удержанный НДФЛ не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода.

НДФЛ с больничных пособий и отпускных перечисляется не позднее последнего числа месяца, в котором такие выплаты производились (). ИП, не применяющие спецрежимы, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся частной практикой, уплачивают НДФЛ самостоятельно на основе поданной налоговой декларации не позднее 15 июля года, следующего за истекшим годом ().

Кроме того, такие лица должны уплачивать в течение года авансовые платежи в сроки, указанные в . Физлица, которые, например, владели имуществом менее предельного срока и продали его в отчетном году, или получили от других граждан (не являющихся ИП, членами семьи или близкими родственниками получателей) неденежные подарки, а также в некоторых иных случаях, указанных в , уплачивают НДФЛ также не позднее 15 июля следующего года на основе поданной налоговой декларации.

С некоторых доходов (например, работодатель не смог удержать у физлица НДФЛ и сообщил об этом в налоговую инспекцию) НДФЛ уплачивается физлицами не позднее 1 декабря следующего года на основе уведомления, полученного из налоговой ().

Если физлицо или налоговый агент соблюдет сроки перечисления НДФЛ, оснований для начисления пени не будет.

В противном случае за каждый день просрочки подлежат уплате пени.

Штраф за неуплату НДФЛ самим налогоплательщиком

Налогоплательщики – физические лица, которые не являются ИП, должны самостоятельно уплачивать НДФЛ с определенных видов доходов, например, полученных при продаже имущества ().

Физлица, которые являются ИП, в течение года должны уплачивать авансовые платежи, а по окончании года также уплатить сумму налога (, ). За неуплату или неполную уплату налога, возникшую в результате занижения налоговой базы, на физлицо может быть наложен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога или 40% при совершении деяния умышленно (, ). Занижение базы может возникнуть, например, если вы покажете в декларации по НДФЛ вычеты, которые на самом деле не имели права применять.

Или задекларируете доход в меньшей сумме. А вот штрафа за несвоевременную уплату НДФЛ не будет ().

Хотя пени по НДФЛ за просрочку начислят (). Также нельзя наложить штраф на ИП за неуплату авансовых платежей.

При этом пени по НДФЛ за несвоевременную уплату авансов налоговики начислят (). См. Также читайте:

Форум для бухгалтера: Поделиться:

Подписывайтесь на наш канал в

Срок давности и меры взыскания

Предъявление инспектором налоговой штрафа ограничивается сроком давности в 3 года.

Рассчитывать предельный срок получения штрафных санкций касательно к конкретным ситуациям необходимо в соответствии с нормами . А вот на предъявленный налог и пени по нему срок давности не установлен из-за того, что период пресечения действует исключительно для штрафов, которые являются мерой наказания за нарушение законодательства. Момент формирования обязанности по уплате НДФЛ неважен для факта пропуска инспектором налоговой срока предъявления требований.

Отсутствие срока давности заставляет производить расчёт максимального периода исходя из процессуальных сроков процедуры по обеспечению взыскания средств с налогоплательщика. Несвоевременная уплата налога выявляется налоговым инспектором посредством проверки, как камеральной, так и выездной. В результате оформляется внутренний акт о том, что у физического лица есть просроченный долг.

Уведомлять об этом налогоплательщика инспектор не обязан. О факте обнаружения недоимки плательщик оповещается лишь тогда, когда факт заверен актом ревизии.