Права детей в российской федерации кратко

Права детей в российской федерации кратко

Права ребенка в России: с рождения до совершеннолетия


С наступлением 15 лет ребенок принимает решение о медицинском вмешательстве, заключить договор на выполнение труда в легких объемах. 16 лет — это возраст, с которого разрешается вступать в брак, осуществлять права родителя, в неделю работать до 35 часов, стать участником кооператива, право на эмансипацию.Российское государство признает высокую значимость детского этапа (до наступления 18 лет) в становлении полноценной личности.

Исходя из приоритетного принципа подготовки детей к самостоятельной жизни в социуме, государство ориентируется на формирование личной гражданской ответственности, развитие значимой для общества активной деятельности, воспитание не угасающего патриотического чувства наравне с высокой нравственностью.

Права и свободы ребенка в России, которые должны защищаться государством

Права ребенка вступают в законную силу сразу же после его рождения.

Таким образом каждый маленький гражданин имеет право:

  • На общение с людьми, состоящими с ним в кровном родстве.
  • На защиту своих прав.
  • На помощь врачей и ее приоритетное получение в случае экстренной ситуации.
  • На имущество (статья 60 СК).
  • На защиту от насилия в любых его формах.
  • На достойный жизненный уровень.
  • На специальный режим и особое обучение в случае психической, физической или социальной неполноценности.
  • На собственное имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).
  • На бесплатное получение начального (базового) образования.
  • На смену фамилии, имени, отчества.
  • На выражение личного мнения (статья 57 СК РФ).
  • На доступность всех видов информации.
  • На любовь и опеку своих родителей, а также на общение с ними, если они живут не рядом (ст. 55 СК РФ).
  • На защиту от принудительного труда, который может навредить его здоровью, умственному развитию, жизни.
  • На личное пространство и защиту от вмешательства в него со стороны других людей.
  • На воспитание и проживание в семье (статья 54 СК Российской Федерации).

  • На получение воспитания в дружелюбной обстановке, где царит взаимопонимание и соблюдаются интересы каждого (статья 56 СК).

Права и обязанности ребенка

Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет.

С восемнадцати лет человек считается взрослым. У детей, как и у взрослых, есть свои права и обязанности. Права — это установленные и охраняемые государством нормы и правила.

Государство устанавливает для своих граждан возможность пользования различными благами. Например, получать бесплатную медицинскую помощь, образование, отдыхать. Обязанности — это определенный круг действий, обязательных для выполнения.

Для ребенка — это, например, обязанность уважать и почитать взрослых. Ребенок от момента рождения до 6 лет имеет ПРАВО · на имя, отчество, фамилию; · знать своих родителей, жить и воспитываться в семье (если это не противоречит интересам ребенка); · на гражданство; · на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими); · на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства; · выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы; · на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом; · иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка); · на самостоятельное обращение в орган опеки и попе­чительства за защитой своих прав.

ОБЯЗАННОСТИ · слушаться родителей и лиц, их заменяющих; · принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации; · соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

По мере взросления ребенок приобретает все новые права, которые остаются с ним, пока он не станет взрослым и получит всю полноту прав и обязанностей. С 6 лет добавляются ПРАВА · самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки (купить мороженое, поменяться с друзьями игрушками); · совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации (можно принять практически любой подарок, кроме квартиры и автомобиля и т.д.); · сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Например, самостоятельно распоряжаться деньгами, которые дали родители (если родители дали деньги на игрушки или мо­роженое, то можно самостоятельно решить, купить их или положить деньги в копилку).

ОБЯЗАННОСТИ · слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание (за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения или оскорбления); · получить основное общее образование (9 классов); · соблюдать правила поведения, установленные в вос­питательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ · перед преподавателями, администрацией учебного заведения; · за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, пьянство — вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.

Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.

С 8 лет добавляются ПРАВА — на участие в детском общественном объединении. ОБЯЗАННОСТИ — соблюдать устав школы и правила детского общественного объединения.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — перед детским общественным объединением и его участниками.

С 10 лет добавляются ПРАВА · на учет мнения ребенка при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы (ст. 57 Семейного кодекса Российской Федерации, далее — СК РФ); · быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства; · давать согласие на изменение своего имени и фамилии (ст.

59, 134 СК РФ), на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 СК РФ), на усыновление или передачу в приемную семью (ст.

132 СК РФ). · С 14 лет добавляются ПРАВА · самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав в определенных случаях (ст. 56 СК РФ); · требовать отмены усыновления (ст. 142 СК РФ); · давать согласие на изменение своего гражданства (глава 5 Федерального Закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»); · требовать установления отцовства в отношении свое­го ребенка в судебном порядке (ст.

62 СК РФ); работать (работники в возрасте до шестнадцати лет) не более 24 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени лиц в возрасте до восемнадцати лет, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, не может превышать половины · данной нормы (ст.

92 Трудового кодекса Российской Федерации, далее — ТК РФ); · заключать любые сделки с согласия родителей, (лиц, их заменяющих); · самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; · самостоятельно осуществлять права автора произведений науки, литературы или изобретения, или другого результата своей интеллектуальной деятельности; · вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими (ст.

92 Трудового кодекса Российской Федерации, далее — ТК РФ); · заключать любые сделки с согласия родителей, (лиц, их заменяющих); · самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; · самостоятельно осуществлять права автора произведений науки, литературы или изобретения, или другого результата своей интеллектуальной деятельности; · вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими (ст.

26 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее — ГК РФ); · управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла; · участвовать в молодежном общественном объединении. ОБЯЗАННОСТИ · получить паспорт гражданина Российской Федерации (п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации); · выполнять трудовые обязанности в соответствии с ус­ловиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством; · соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ · исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы; · самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам; · возмещение причиненного вреда; · ответственность за нарушение трудовой дисциплины; · уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленные уничтожение или повреждение имущества, террористический акт, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и т.д. — ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее — УК РФ).

· С 16 лет добавляются ПРАВА · работать (работники в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет) не более 35 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени лиц в возрасте до восемнадцати лет, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, не может превышать половины данной нормы (ст. 92 ТК РФ); · быть членом кооператива (ст.

26 ГК РФ); · вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Российской Федерации законом может быть установлен порядок вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет (ст.

13 СК РФ)); · управлять транспортными средствами категории «M» и подкатегории «A1» (мопеды и легкие квадрициклы, мотоциклы) при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля (п.2 ст.

26 Федерального Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»); · быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей (ст.

27 ГК РФ). ОТВЕТСТВЕННОСТЬ · ответственность за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее — КоАП РФ); · ответственность за совершение всех видов уголовных преступлений (ст.

20 УК РФ). С 17 лет добавляется ОБЯЗАННОСТЬ — встать на воинский учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство).

Защита прав детей в России

Законодательство Российской Федерации гарантирует несовершеннолетнему ребенку определенные права и свободы, соблюдение которых контролируется соответствующими органами. Многих родителей интересует вопрос о том, какие законодательные акты являются самыми важными при защите интересов малышей и подростков и каковы возможности общественных организаций в этой сфере.

Основные права детей

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ.

Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку.

Она уникальна, свята, неприкосновенна. Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:

  • Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.
  • Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).
  • Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).
  • Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).
  • Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.
  • Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).
  • Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.

А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка: «Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры» (ст.

3). «Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка.

Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18). Кроме того, Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Принцип 1 Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права.

Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Принцип 2 Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3 Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство. Принцип 4 Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения.

Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход.

Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание. Принцип 5 Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния. Принцип 6 Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании.

Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение.

Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием.

Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8 Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. Принцип 9 Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию. Принцип 10 Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.

Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей. В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. и была принята Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является основным закрепившим права ребенка — человеческого существа в возрасте до 18 лет, — на самом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами — членами ООН (за исключением США и Сомали). 20 ноября — день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, — ежегодно отмечается как День прав ребенка.
20 ноября — день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, — ежегодно отмечается как День прав ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей.

Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений.

Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества.

Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:

  1. право знать своих родителей;
  2. право на гражданство;
  3. право на жизнь и здоровое развитие;
  4. право на имя;
  5. право на заботу родителей и совместное с ними проживание;
  6. права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации. Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми. Согласно ст. 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со ст. 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии.

Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст. 13 Конвенции). На основании ст. 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В соответствии со ст. 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст.

23 Конвенции). Ребенок имеет право на здравоохранение (ст. 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 26 Конвенции). Согласно ст. 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

По ст. 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство. Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

На основании ст. 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст.

34 Конвенции). Государства — участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:

  1. каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
  2. ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;
  3. ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта.

Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности. Указанные законодательные акты определяют в качестве приоритетной задачи государственной политики соблюдение прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Современное семейное законодательство, в отличие от прежнего, преимущественно диспозитивно регулирует отношения, возникающие в семье, и исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (ст. 1 СК РФ). С сайта minjust.ru В этой статье вы узнали, что такое права детей. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок».

Редактор: Игорь Решетов Рекомендуем подборки статей по следующим тегам:

Поделиться: 1203 просмотров 2019-10-01 09:12:37 Ваш комментарий к статье Ваш комментарий к статье О проекте Карта сайта Похожие статьи 2017-12-13 11:07:46

Права ребёнка на образование

Виды прав, связанных с образованием, следующие.

Ребёнок может:

  • Реализовать своё желание .
  • Учиться на родном языке или выбирать любой другой язык обучения, которые предоставляет образовательная система.
  • Перейти в другое учебное заведение в том случае, если образовательное учреждение прекращает свою деятельность. Но при этом, согласно правам ребёнка в РФ, он обязательно должен согласовать своё решение с родителями.
  • Пройти обучение по ускоренному курсу.
  • Получать дополнительное образование.
  • Пользоваться информационными и библиотечными ресурсами.
  • Защищать и отстаивать своё решение о смене профессионального обучения. Если ему не нравится будущая профессия – недопустимо нарушение личного права ребёнка в этом вопросе.

Расходы на образование в РФ.

Статья по правам ребенка

В правовом статусе ребенка его права и обязанности представляют собой элемент особой важности. Значение прав, свобод и обязанностей ребенка как элемента его правового статуса состоит в том, что через их совокупность можно определить, рассмотреть весь спектр отношений в сфере детства и установить степень их правовой урегулированности.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Используемые Конституцией Российской Федерации термины «все», «каждый», «гражданин», разумеется, относятся и к детям. Имеется и другое косвенное подтверждение того, что Основной закон стоит на страже прав и законных интересов ребенка, — преамбула Федерального закона

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

гласит о том, что эти права и законные интересы предусмотрены Конституцией Российской Федерации.

В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

  1. Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.
  2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  3. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  4. Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
  5. Конституция Российской Федерации.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).
  7. Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).

Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права. Среди них самыми значимыми являются:

  1. Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
  2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
  3. Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  4. Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей.

Данный документ действовал в течение 36 лет.

Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.). Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право.
Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения.

На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.) Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ

«Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

, устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Основные права детей Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь.

Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ: 1. Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни.

Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

2. Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей.

Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст.

56 СК РФ). 4. Право ребенка выражать свое мнение.

Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

5. Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ).

Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам. 6. Изменение имени и фамилии ребенка.

По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст.

59 СК РФ). 7. Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст.

60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка:

«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры»

(ст. 3). «Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка.

Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18). Кроме того, Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство. Принцип 1 Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права.

Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Принцип 2 Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка. Принцип 3 Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4 Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие.

С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5 Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния. Принцип 6 Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности.

Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7 Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение.

Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием.

Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права. Принцип 8 Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9 Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума.

Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10 Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г.

и была принята Конвенция о правах ребенка.

о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является основным закрепившим права ребенка — человеческого существа в возрасте до 18 лет, — на самом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами — членами ООН (за исключением США и Сомали).

20 ноября — день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, — ежегодно отмечается как День прав ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей.

Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества. Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как: право на жизнь и здоровое развитие; право на имя; право на гражданство; право знать своих родителей; право на заботу родителей и совместное с ними проживание; права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации. Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Согласно Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии.

Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка ( Конвенции). На основании Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке. Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества ( Конвенции).

Ребенок имеет право на здравоохранение ( Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование ( Конвенции). Согласно Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. По Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. На основании Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34 Конвенции). Государства — участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы: ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях. Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Указанные законодательные акты определяют в качестве приоритетной задачи государственной политики соблюдение прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Современное семейное законодательство, в отличие от прежнего, преимущественно диспозитивно регулирует отношения, возникающие в семье, и исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав ( СК РФ). Использованные материалы: 1) «Ваш ребенок и его права: закон и мораль» (Тарасенкова А.Н.) («Библиотечка «Российской газеты», 2012); 2) Статья Михаила Красильникова с сайта ; 3) «Конституционные права ребенка в Российской Федерации: научно-практическое пособие» Бондаренко, О. А. 4) Статья: Защита прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях (Хомякова М.Е.) («Судья», 2015, N 7)

Законодательное регулирование прав несовершеннолетнего ребенка

Законодательство исходит из того, что несовершеннолетний ребенок с момента своего рождения наделен всеми без исключения правами, принадлежащими любому человеку на планете, и должен рассматриваться как самостоятельная личность, а не «приложение» к родителю.Система обязательных правил, принятых и гарантированных нашим государством в отношении детей, не достигших 18 лет, зафиксирована в законодательных документах: Конвенции ООН о правах ребенка; Конституция РФ; Семейный и Гражданский Кодекс; ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» и разные правовые акты, касающиеся образования, здоровья и социальной защиты детей.

Право на достойный уровень жизни

Родители обеспечивают ребенку достойный уровень жизни, что необходимо для его нормального полноценного развития (ст.

27 Конвенции от 20 ноября 1989 г.). При этом государство помогает матери или отцу, которые не могут обеспечить своих детей всем необходимым.Так, малоимущим российским семьям предоставляют несколько различных льгот.

Многодетным матерям выплачивают материнский капитал на 2 малыша.

Отдых и оздоровление

Летом несовершеннолетние могут отдыхать в оздоровительном лагере.

Многие родители приобретают путевки самостоятельно. В этом случае они могут подать документы, чтобы компенсировать затраты. Особенно это касается . Сумма и проценты устанавливаются каждым регионом РФ самостоятельно.