Право и закон общее и различия доклад

Понятие закона


Право и закон, проблемы соотношения которых будут рассмотрены далее в обзоре, нужно изучать через призму ключевых аспектов конкретной правовой системы. В данной статье мы будем ссылаться на особенности Российской Федерации.

В узком смысле закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый уполномоченным государственным органом в особом законодательном порядке.

Он имеет внутреннюю структуру и сферу применения. Законом регулируются А также обеспечивается их охрана за счет существующих мер ответственности. Очень часто в законы включены нормы, которыми фактически создается механизм юридической ответственности.

Тем не менее соотношение права и законанельзя осуществить посредством представленной выше трактовки последнего.

Поэтому выделяют еще одну, более широкую дефиницию.

Право и закон, их соотношение

Признает НПА основным источником права, верховенство писанной конституции. Наличие разветвленной системы НПА. Общие принципы права играют существенную роль.

Ограниченное значение имеет обычай, как источник права. Право делится на отрасли. Утверждается приоритет принципов МП перед внутригосударственными. Англо – саксонская семья: Англия, Канада, Австрия и т.д.

Возникла в Англии, Римское право не оказало существенного влияния на ее формирование. Делится на общее право и на право справедливости. Основным источником права является судебный прецедент.

Последнее время большое значение имеет статут. Отсутствует деление права на публичное и частное. Конституция неписанная. Высшие судебные органы осуществляют контроль за соблюдением конституции.

Мусульманская семья: Саудовская Аравия, страны Северной Африки, Индонезия и др. они все исторически сложились на основе ислама. Основные источники права: каран, сунна, иджна, кияс.

Право и закон

Санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики Кафедра государственного права Курсовая работа по теории государства и права Тема: Право и закон Студентки учебной группы 0211 Окрепиловой Ю.О.

Научный руководитель к.ю.н., доцент Кузьмин А.В. Санкт-Петербург, 2010 План Введение 1.

Соотношение права и закона в позитивистской теории правопонимания 2. Соотношение права и закона в естественно-правовой теории правопонимания 3. Современные проблемы соотношения права и закона в России Заключение Список литературы

27.Соотношение права и закона.

Следует сразу же отметить, что в контексте данной проблемы под «законом» следует понимать не закон в строгом, специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы), а все официальные источники юридических норм (законы, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др.).

О соотношении права и закона существуют различные точки зрения.

Если исходить из представления, что право есть творение государственной власти, то в этом случае право и закон — тождественные понятия.

Сторонники такого подхода считают, что разделение понятий права и закона ненаучно.

Право и государство не могут существовать друг без друга, поэтому право, не опирающееся на авторитет и силу государства, ничего не могло бы регулировать. Оно опирается па силу государства, а последнее нуждается в праве как эффективном регуляторе поведения физических и юридических лиц.

Как мы отмечали выше, различные теоретические школы давали и различные понятия права.

С точки зрения теории естественного права, психологической и социологической школ закон и право — разные понятия.

Сторонники «широкого» подхода к праву, как уже было отмечено выше, считают, что право более широкое понятие, чем закон. Право и закон могут быть тождественными понятиями только в том случае, если закон является правовым, т.

е отвечающим интересам общества, отражающим объективную реальность. Закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол. (Следует отметить, что слово «право» — исконно русское, обозначающее правду, праведность, истину, справедливость, правдивость, правоту.
(Следует отметить, что слово «право» — исконно русское, обозначающее правду, праведность, истину, справедливость, правдивость, правоту.

Термин «закон», скорее всего, внедрился с христианской религией.) На данной точке зрения остановимся более подробно.

С понятием правового закона и его отождествлением с нравом трудно не согласиться. Но в связи с этим возникают вопросы. Каков критерий правовых законов!

Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие нельзя? Пытаясь решить эту проблему или хотя бы в приближенном виде обозначить грань между правом и законом, исследователи нередко обращаются к различным моральным категориям — справедливости, добру, гуманности, злу и др. Право при этом определяется как «нормативно закрепленная справедливость».

Однако данные моральные категории субъективны и не могут рассматриваться в качестве четкого критерия разграничения правовых и неправовых законов. В качестве одного из критериев определения правового закона еще в конце XIX — начале XX в. в отечественной и зарубежной литературе предлагалась «общая воля», т.

е воля всего общества, нации или народа.

По логике подобного предложения следовало считать правовыми лишь такие нормативные акты, которые адекватно отражают эту волю. Все же остальные акты следовало причислять к разряду неправовых. Данная постановка вопроса, несомненно, заслуживает одобрения и внимания.

Вместе с тем она вызывает вопросы, ставящие под сомнение целесообразность, а главное, обоснованность и эффективность использования критерия «общая воля». Кто и каким образом может определить, содержится ли в том или ином законе «общая воля» или ее там пет; почему парламент как высший законодательный и представительный орган, призванный выражать волю и интересы всех слоев общества, в одних случаях издает законы, отражающие «общую волю», а в других — не отражающие ее?

К этому следует добавить, что в обществе с разноречивыми интересами однозначная характеристика закона как правового или неправового невозможна. Например, российские законы о приватизации, о налогах, о земле вызывают целый спектр разноречивых мнений в обществе. Таким образом, абсолютные критерии определения правового закона найти трудно.

Однако в демократическом государстве существует механизм признания закона в качестве правового или неправового. Он именуетсяконституционным контролем. Суть его состоит в том, что конституция любой страны должна воплощать общепринятые в этой стране представления о справедливости, равенстве, свободе.

Таким образом, априорно признается, что конституция — это правовой закон. Л все другие законы могут быть проверены на соответствие конституции или, что то же самое, на соответствие праву.

Если закон не соответствует конституции, то считается неправовым и отменяется.

Существует еще одно средство оценки правовой природы закона. Чем больше людей удовлетворено содержанием закона, тем больше оснований считать такой закон правовым.

Это можно выяснить опросом общественного мнения, а в некоторых случаях и провести референдум. При оценке правовой природы закона следует иметь в виду еще некоторые обстоятельства: на стадии подготовки и принятия закона его правовая или неправовая природа может только предполагаться. Выявляется же она в ходе реализации закона, в результате отношения к нему людей; один и тот же закон может быть правовым и неправовым на различных исторических этапах развития общества; оценка закона как правового и отношение к нему в значительной степени зависят от общей и правовой культуры общества.

Каково само общество, таковы и его представления о праве и справедливости. С повышением уровня культуры изменяются и критерии, отделяющие правовой закон от неправового. 28. Нормативно-юридическая система: понятие, социальное назначение, элементы. Правова́я систе́ма — совокупная связь системы права(в том числе системы законодательства),правовой культурыиправореализации.

Правова́я систе́ма — совокупная связь системы права(в том числе системы законодательства),правовой культурыиправореализации.

Правовую систему не следует путать с системой права, которая является лишь частью правовой системы.

Понятие правовой системы часто используется для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия права разных государств и народов.

Элементы правовой системы Система права — совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи. Система права включает в себя четыре компонента: Отрасль права— совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группуобщественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и методаправового регулирования(по этим критериям отличают одну отрасль права от другой); Подотрасль (суботрасль) права — совокупность нескольких близких по характеру правовых институтов.

Например, в составе гражданского прававыделяют авторское,жилищное,патентное право, в составефинансового прававыделяется подотрасльналогового права; Правовой институт— представляет собой группу норм права, регулирующих типичные общественные отношения и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность и устойчивость функционирования. Чаще всего регулирует определённый вид общественных отношений, причём это регулирование имеет достаточно законченный характер.

Отраслевой правовой институт — объединяет нормы внутри конкретной отрасли, например, институты дарения,наследованияв гражданском праве, институт президентства вконституционном правеи др. Межотраслевой правовой институт — к нему принадлежат институты, которые регулируют общественные отношения, относящиеся к двум или более отраслям права, например, институт собственности,юридической ответственности, институтдоговораи пр. Норма права— регулирует конкретный вид общественных отношений, содержит установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные принудительной силой государства и отражённые висточнике права.

Правовая культура Правовая культура — система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определённой общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности[16]. Для многонациональныхи мультирелигиозных обществ характерно одновременное существование в рамках одного государства нескольких правовых культур.

Для многонациональныхи мультирелигиозных обществ характерно одновременное существование в рамках одного государства нескольких правовых культур.

Например,Россияявляется многонациональным государством, поэтому в нём одновременно существуют элементырусской,мусульманской,цыганскойи другихэтническихправовых культур. Также выделяется правовая культура какобществав целом, так и отдельной личности (индивидуума). Разные виды правовых культур несопоставимы между собой, каждая из них имеет свою определённую самоценность.

Выделяются четыре разновидности проявлений правовой культуры[17]: правовые идеи; правовые нормы и институты; правовые поступки; правовые учреждения.

Правовая культура общества зависит от уровня развития правового сознаниянаселения, уровня развития правовой деятельности (правотворческойи правореализуещей), и уровня развития всей системызаконодательства[18]. Правовая культура человека выражается в способности пользоваться своим правом, действовать в рамках права, а также в наличии правовой грамотности[19]. Реализация права — возложение предписаний правовых норм в поведение людей и осуществление данных предписаний в реальной жизни.

Формами реализации права являются: Использование — активная реализация субъектами: гражданами, организациями, государственными органами тех возможностей, которые заключены в праве, то есть использование тех субъективных прав, которые закреплены в праве. Исполнение — это воплощение в жизнь обязывающих норм, когда субъект совершает какое-либо действие, которое ему вменялось законом в обязанность.

Соблюдение — реализация пассивной обязанности, заключающейся в воздержании от совершения каких-либо действий, которые были запрещены. Особой формой реализации права является его применение, спецификой данной формы является то, что она осуществляется компетентными органами, имеет цель воплотить содержание правовых норм в жизнь и может распространяться на неопределённый круг лиц.

Классификация правовых систем Карта правовых систем мира Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведениепозволяет произвести типологию правовых систем на основе анализа их сходств и различий. Таким образом формируются типы правовых систем, называемыеправовыми семьями. Для выделения основных правовых семей наиболее существенными, по мнению большинства учёных[кто?], являются три группы критериев: исторический генезис (то есть возникновение и их развитие); система институтов права; структура правовых семей.

Наиболее распространёнными и известными являются классификация французского учёного Рене Давидаи классификация, предложенная К. Цвайгертом и Г. Котцем. В соответствии с классификацией Рене Давида, в основе которой лежат два критерия — идеологический фактор (религия, философия) июридическая техника— выделяются[20]: Романо-германская правовая семья(страныконтинентальной Европы, а такжеЛатинской Америки, некоторые страныАфрикииАзии); Англосаксонская правовая семья(Великобритания,США,Канада,Австралия,Новая Зеландия); Религиозно-правовые семьи(мусульманское право,иудейское право,индуистское право); Социалистическая семья(Китай,Вьетнам,КНДР,Куба); Семья обычного права(экваториальная Африка,Мадагаскар). Подход К. Цвайгерта и Г. Котца основывается на понятии правового стиля, которое учитывает пять факторов — происхождение и эволюция правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природа правовых институтов и способы их толкования; идеологический фактор.

По ней различаются романская, германская, скандинавская, английская, американская, социалистическая и индуистская семьи, а также право ислама[21]. 29 Система права и система законодательства Система законодательства — это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов.

Различия между этими правовыми явлениями весьма существенны. Уяснение этих различий позволит лучше представить себе понятие и особенности указанных явлений. Во-первых, система права отражает внутреннее содержание права, а система законодательства — его внешнюю форму.

Во-вторых, в отличие от системы права система законодательства носит в большей мере субъективный характер, т.к.

законодатель распределяет содержание нормативно-правовых актов, руководствуясь прежде всего удобством пользования. Система права, как уже отмечалось, объективна.

В-третьих, структурным элементом системы права является отрасль права, а структурным элементом системы законодательства — отрасль законодательства.

Отрасль законодательства представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих какую-либо группу, разновидность общественных отношений. В-четвертых, система права носит одноуровневый характер, представляя собой совокупность отраслей права. Систему законодательства можно рассматривать двояко: 1.

горизонтальное деление системы законодательства — в зависимости от предмета регулирования, т.е. деление на отрасли; 2. вертикальное деление системы законодательства — в зависимости от иерархии нормативно-правовых актов, от их юридической силы.

Система права носит единый характер. Система законодательства в связи с федеративным характером устройства нашего государства имеет два уровня: — система федерального законодательства, — система законодательства субъектов федерации.

Впятых, помимо внешнего несоответствия, система законодательства имеет и содержательные отличия от системы права. Законодательство, кроме норм, включает призывы, декларации, указания на мотивы и уели издания норм права. В систему права входят только нормы права.

Взаимодействие системы права и системы законодательства проявляется прежде всего в том, что система права лежит в основе системы законодательства.

Каждой отрасли права соответствует такая же отрасль законодательства, однако система законодательства более разнообразна, чем система права. Отраслей законодательства гораздо больше, чем отраслей права. Отрасль законодательства может соответствовать правовому институту, обособленной группе вопросов в рамках системы права, иметь комплексный, межотраслевой характер.

Таким образом, система права и система законодательства представляют собой тесно взаимосвязанные, но все же различные по сути правовые явления. 18.4.1. Соотношение международного и российского права В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Эту норму нельзя понимать упрощенно.

Выражение согласия РФ на обязательность для нее международного договора и другие вопросы регулируются Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации». Применение международного права на территории России проявляется в следующих видах: — непосредственное применение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров в случае пробелов в российском законодательстве; — применение ратифицированных договоров вместо не соответствующих им норм российского законодательства; — применение не подлежащих ратификации межгосударственных договоров вместо не соответствующих им нормативных актов Президента; — применение не подлежащих ратификации межправительственных договоров вместо не соответствующих им нормативных актов Правительства; — применение международных договоров межведомственного характера вместо не соответствующих им ведомственных нормативных актов. 30.ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ НОРМЫ Юридическая норма — исходный, главный элемент права как социального образования, основополагающее понятие всей правовой системы.

Процесс формирования и реализации права, законодательство, все юридические понятия и конструкции и даже теории в своей основе прямо или косвенно имеют юридическую норму. Юридическая норма (норма права) — общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Право состоит из нормативных установок как сгустков человеческих знаний. Юридическая норма — это тоже нормативная установка, но определенным образом оформленная, т.е. выраженная в законодательстве. Нормативная правовая установка, следовательно, — элемент естественного права, юридическая норма — элемент позитивного права.

Нормативная правовая установка, следовательно, — элемент естественного права, юридическая норма — элемент позитивного права. Далеко не все нормативные установки естественного права являются юридическими нормами.

В то же время многие юридические нормы (организационные, организационно-технические, многие процедурные) вообще не связаны либо мало связаны с естественным правом.

Нормы права_283 Обладая всеми качествами социальных норм, юридические нормы имеют специфические черты, определяемые их неразрывной связью с государством.

Соединяя в себе свойства общесоциального и государственного воздействия на поведение людей, имея особую форму выражения и охраны от нарушений, юридические нормы приобретают исключительные регулирующие возможности.

Юридическая норма обладает следующими характерными чертами.

[1] Отражает наиболее важные, имеющие ценность для общества, личности или социальной группы общественные отношения.

При этом предметом мыслительной обработки и последующего законодательного закрепления становятся прежде всего нормальные общественные отношения, определяемые идеями справедливости и свободы.

Вредное, нежелательное социальное поведение также отражается в нормах, но не само по себе, а посредством регулирования конфликтных ситуаций.

Сложность отражения в юридических нормах социальной действительности, ее тенденций и перспектив развития приводит к принятию ошибочных норм.

На сегодняшний день таких норм в российском законодательстве немало. Ошибочные нормы появляются и потому, что субъектом отражения социальной действительности в праве выступают государственные правотворческие органы, которые далеко не всегда подчиняют свою деятельность принципу научности. Степень важности отражаемых в юридических нормах социальных отношений обуславливает и место, занимаемое нормой в иерархически построенном законодательстве.

Степень важности отражаемых в юридических нормах социальных отношений обуславливает и место, занимаемое нормой в иерархически построенном законодательстве. Нормы, регламентирующие наиболее важные общественные отношения, помещаются в наиболее значимых в юридическом отношении нормативно-правовых актах — конституции, иных законах. [2] Представляет собой модель регулируемых общественных отношений.

Моделирование — это процесс познания природных и социальных явлений путем конструирования в сознании аналога социальной реальности. Мысленно сформулированный законодателем тот или иной вариант идеального поведения, представления о социальных явлениях облекается в форму модели. 284В. К. Бабаев Средства выражения модели разнообразны: естественный язык, формулы, конструкции, цифры и т.д.

Юридическая норма моделирует не только правила поведения, но и состояние общественных отношений, их особенности, объектный и субъектный состав.

В этом случае она несет информацию о признаках правовых явлений и понятий, пределах, методах, принципах правового регулирования, о правомерном и противоправном, о правовом и неправовом. Закрепленные в нормативно-правовом акте юридические нормы как модели общественных отношений дают довольно цельную картину социальной действительности, опосредованной правом. Именно поэтому изучение законодательных памятников любой страны и эпохи дает столь много достоверной информации о жизни, быте, праве общества и государства того периода.

Благодаря имеющейся информации и особому характеру моделирования общественных отношений юридическая норма приобретает способность регулировать последние.

Отражая общественные отношения, юридическая норма тем самым наполняется содержанием, получает специфическую форму его выражения. [3] Отражает и закрепляет типичность социальных процессов, явлений, связей как следствие их повторяемости. Типичность относится, как правило, к существующим отношениям, однако она может касаться и новых социальных связей, повторяемость которых в будущем предполагается, если не с достоверностью, то с большой степенью вероятности.

Типизация — сложный мыслительный процесс, предполагающий обобщение, отвлечение от несущественных признаков явлений и выделение существенных. Применительно к юридической норме типизация проявляется в вычленении наиболее характерного, что присуще правовым явлениям или поступкам человека в определенной ситуации.

Это — процесс абстрагирования от конкретного в правовых явлениях, от индивидуальных черт личности и особенностей ее отдельного поведения.

Благодаря этому в законах как положительных, ясных, всеобщих нормах,

«свобода Нормы права_285приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование»

[1].В силу типизации правовое понятие получает свои существенные признаки, а право поведения, не утрачивая связи с социальными отношениями, — способность охватывать своим регулирующим воздействием неопределенное число лиц.

В этом смысле для юридической нормы

«характерны конкретность содержания и абстрактность адресата»

[2]. Типизация содержания норм приводит к тому, что они становятся «равным масштабом для различных лиц». Она обуславливает и такое свойство права, как стабильность.

Типичными общественные отношения становятся по истечении довольно длительного времени, когда выкристаллизовывается то общее и устойчивое, что присуще им.

Это устойчивое и закрепляется в юридических нормах, сообщая последним свойство стабильности.

Юридические нормы должны изменяться или отменяться лишь в том случае, когда моделируемые ими социальные связи перестали быть типичными. [4] Обладает общеобязательным характером.

Это свойство юридической нормы означает неукоснительное ее соблюдение и исполнение и предполагает обязательную реакцию со стороны общества, государства, социальной группы на поведение человека. Реакция может быть положительной, если поведение соответствует требованиям юридической нормы, или отрицательной, если ее предписания нарушаются.

Соблюдение и исполнение юридической нормы, как и права в целом, обеспечиваются факторами внутреннего и внешнего порядка, о которых уже упоминалось. Внутренняя природа обязательности проявляется в том, что личность, зная типичность, распространенность, практическую целесообразность определенных отношений, их вариантов, охотно следует им в своем поведении, осознает необходимость их исполнения.

Это стремление становится внутренним убеждением, побудительной силой поведения, не навязанной извне. 286В. К. БабаевВнешняя природа обязательности обусловлена внешними факторами воздействия на психику личности — убеждением и принуждением. Средства обеспечения обязательности предписаний в таком случае исходят от других лиц, социальных групп и организаций.

При этом одним социальным нормам они присущи в большей степени, другим — в меньшей.

Правовые нормы, наряду с религиозными, относят к разряду гетерономных, т.е. норм, требования которых строго регламентированы, а выполнение основано прежде всего на силе внешнего побуждения[3]. В отличие от регулируемых другими социальными нормами, обязательность моделируемых в правовых нормах общественных отношений поддерживается силой государственного воздействия, в том числе и государственным принуждением.

В юридической литературе в качестве существенного признака норм права очень часто указывается на их предоставительно-обязывающий характер. Это действительно существенный признак, но не всех норм, а важнейшего их вида — правил поведения. Нормы-правила поведения, независимо от того, в какой словесной формулировке они выражены (управомочивающие, обязывающие, запрещающие и т.д.), действительно регулируют общественные отношения посредством одновременного предоставления их участникам определенных субъективных прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей.

Определив основные признаки юридической нормы, уместно раскрыть ее содержание. Содержание юридической нормы — это единство всех составляющих ее элементов, свойств, их взаимодействие между собой и регулируемыми общественными отношениями. Содержание нормы многоаспектно, и с этой точки зрения следует выделить: а) логическое содержание нормы, сводящееся к заключенному в ней суждению, т.е.

мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо о предметах или явлениях объективной Нормы права_287действительности; б) социально-юридическое содержание нормы, понимаемое как регулируемое нормой то или иное общественное отношение в единстве его объектного и субъектного составов.

Это общественное отношение можно обозначать понятиями социальной ситуации, под которой в литературе понимается локализованный в пространстве и во времени фрагмент социальной жизни, характеризующийся качественной определенностью своего содержания и относительно стабильным составом участников[4]; в) волевое содержание юридической нормы, которое заключается в стремлении государства, властвующего класса или социальной группы определенным образом урегулировать общественные отношения, используя при этом имеющиеся у государства возможности. Активное стремление властвующих в обществе структур законодательными средствами закрепить идеи справедливости и свободы или, напротив, произвол выражается в том, что юридическая норма выступает как веление, как категорическое предписание. Если рассматривать юридическую норму с точки зрения сущего и должного, то веление будет средством достижения должного.

Оно олицетворяет собой обязательность, властность, возможность государственного воздействия на поведение субъектов.

Содержание юридической нормы облекается в определенную форму. Такой наиболее распространенной формой является законодательное нормативное предписание. Определив основные признаки юридической нормы и ее содержание, необходимо выяснить, все ли предписания права можно считать нормами или к ним относятся только правила поведения?

Любая система права, в том числе и отечественная, изобилует предписаниями, которые вряд ли можно назвать правилом поведения, т.е. эталоном, которому должны следовать люди в своих поступках. Это предписания, закрепляющие определенные юридические понятия (дефиниции), принципы права, задачи и цели правового регулирования, описание правил юридической 288_В.

К. Бабаев техники и др. Дальнейшее развитие нашего законодательства приводит к возрастанию числа таких предписаний, носящих характер отправных установлений.

Они служат показателем зрелости правовой системы, средством придания ей логической стройности и стабильности, вносят единообразие в правоприменительную деятельность.

Сопоставление таких предписаний с правилами поведения показывает, что они в большинстве своем непосредственно не воздействуют на поведение субъектов, не закрепляют прав и обязанностей, не указывают на условия применения и меры их обеспечения.

В этой связи стремление «подогнать» подобные предписания под правило поведения с его структурой выглядит искусственно.

Законодательные положения, не являющиеся правилами поведения, неоднородны. Они действительно не предписывают субъекту тот или иной вариант поведения, далеко не все и не всегда могут быть положены в основу решения юридического дела.

Однако все они нормативны и имеют правовой характер. Факт включения этих положений в законодательный акт сообщает им юридические свойства.

Являются в полной мере нормами права понятия сделки, обязательства, преступления, порядок вступления актов в силу, установленные формы собственности и др.

Чтобы убедиться в этом, достаточно соотнести их с вышеназванными признаками юридических норм. Нормы права, таким образом, не сводятся только к правилам поведения, которые составляют лишь одну, хотя и наиболее распространенную разновидность юридических норм.

Право — это.

Право — это система норм, выработанных обществом для саморегулирования. В отличие от моральных, нормы права закреплены в Конституции, а их незыблемость охраняется государством. За нарушение правовых норм на гражданина налагаются санкции в виде ограничения свободы или штрафа.

Это мы знаем ещё со школьной скамьи, для полного понимания необходимо копать глубже.Общество — это взаимоотношение различных социальных групп. Нередко здесь рождаются разногласия, которые могут перейти в обширные конфликты. Чтобы такого не произошло, общество придумало понятие права для регулирования своего же поведения и государство, которое следит за его соблюдением.

Таким образом, в более конкретном смысле право — это нормы поведения, устанавливающие границы свободы каждого человека, регулирующие согласование и борьбу друг с другом, защищающие интересы каждого гражданина.Для примера, всего 200 лет назад дуэли были широко распространены как средство защиты своих интересов в высших кругах (хотя и запрещённое законом). Сегодня каждый человек понимает, что хвататься за оружие при словесном оскорблении слишком глупо, ведь существует ст.

151 ГК РФ о компенсации за моральный вред.

Этот закон исключает самосуд и объективно оценивает, было ли оскорбление или истец — слишком впечатлительная личность.

Взаимосвязь права и власти

В любом государстве суть права определяется правопониманием и политической доктриной.

В большей части случаев власть той или иной страны использует представленную систему норм поведения для управления населением. Учитывая этот факт, можно сделать вывод, что права человека, — это лишь специальные рамки, в которых конкретное государство разрешает человеку вести свою деятельность. Иными словами, регулирование направлено на поведение людей, с целью достижения эффективной реализации функций страны.

Тем не менее многие ученые с подобной трактовкой не согласны, ссылаясь на то, что права человека закреплены в международно-правовых актах.

Особенности различия понятий

  • Закон – нормативный акт, который имеет высокую юридическую силу и определяет не только права, но и своеобразные наказания за их нарушение. Таким образом, становится вполне очевидным тот момент, что законодательство является частью права.
  • Право – понятие обобщающее, которое в действительности позволяет определить особенности установленных и охраняемых норм государственного значения;

Например, уголовное право – свод законов федерального значения, которые определяют все особенности защиты интересов человека с точки зрения уголовно-процессуального кодекса. Кодекс – свод законодательных норм.

Право – сочетание прав человека с существующей законодательной базой. С законами, которые позволяют получить возможность формирования личных и индивидуальных прав, и их защиты, посредством нормативных актов, определяющих также наказания и пути исследования, рассмотрения дела.

Законы Хаммурапи были самыми жесткими и жестокими. В принципе, женщин, которые были сообщницами убийц, наказывали смертью.

Если же речь идет об убийстве ради другого мужчины. Стремясь защитить себя от вседозволенности и анархии, человек придумал множество норм поведения, которые имеют как императивный (обязательный), так и субсидиарный (договорной) характер. С их помощью человеческая цивилизация не только сохраняет, но и приумножает свои богатства и достижения.

Но почему одни правила являются общеобязательными, а другие – произвольными?

Так, каждый обязан переходить дорогу исключительно на зелёный сигнал светофора, а вот помогать женщине выйти из общественного транспорта или нет – личное дело каждого.

Определение правового акта и нормативного правового акта

Нормативный правовой акт – это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом (Президент, Правительство, Парламент и т.д.) в пределах его компетенции. НПА не должен противоречить тем законодательным актам, которые обладают большей юридической силой.

Обязательные условия такого документа – неоднократное применение, неопределённый круг лиц, установление, изменение или прекращение определённых правоотношений. Иными словами, НПА всегда порождает норму права. Правовой акт – понятие более широкое, в состав которого входят любые юридические документы, которые издаются государственными и местными органами власти.

В литературе ПА используется как синоним индивидуального юридического акта. Это одностороннее решение государственного органа, адресованное конкретным субъектам законодательства, а потому не носящее всеобщий характер.

Яркий пример – это документы для служебного пользования, которые удалены из общего доступа. Они не создают никаких правовых норм, а только направлены на их индивидуальное применение.

в чем различия между правом и законом?

Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда.

Как и в вопросе соотношения права и государства здесь преобладают два основных подхода. Первый ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права.

То, что исходит от государства в форме его общеобязательных велений и является правом. Второй подход к разрешению права и закона основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается относительно независимым от государства явлением. Считается даже, что право предшествует закону в качестве естественного права.

Право при этом определяется как форма выражения свободы, как формальная свобода.

Государство рассматривается ограниченным в своих действиях правом. Пытаясь решить проблему соотношения закона с правом, исследователи нередко обращаются к различным моральным категориям — справедливости, гуманизму и т. д. В этих же целях используется иногда понятие «правовой идеал» , который и составляет содержание правовых законов.

Таким образом, все иные законы, которые не содержат в себе «правового идеала» , т. е. не соответствуют правовым принципам, не являются правовыми.

Но стремление подвести под закон жесткую моральную основу не всегда соответствует предназначению права. Право не всегда является нормативно закрепленной справедливостью.

Введение понятия «правовой закон» также не способствует разрешению проблемы соотношения права и закона, даже усложняет проблему. Хотя законы и можно признать не правовыми, в тоже время необходимо отметить, что «не может быть права до и вне своей формы (закона) . Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантии реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова.

Ведь то, что называют «естественным правом» , на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом (с точки зрения современных представлений о свойствах права) не являются» . В настоящее время приходится констатировать нерешенность проблемы соотношения права и закона, поэтому продолжают существование различные теории правопонимания.

Кроме того, необходимо учитывать, что в каждой стране существуют свои подходы к данной проблеме. Например, в России не существует в целом проблемы противоборства права и закона, традиционно право рассматривается в единстве с законом, важным является не противопоставление естественного права позитивному, а достижение соответствия между содержанием и формой позитивного права. Но на теоретическом уровне предпринимаются значительные усилия для отграничения права от «неправового закона» .