Расчет путевого расхода топлива

Расчет путевого расхода топлива

Для кого путевой лист обязателен?


Списание стоимости ГСМ в расходы, как и в случае с любыми другими активами, должно осуществляться на основании оправдательных документов. Наиболее распространенный документ — акт о списании ГСМ.Для документального обоснования затрат компании к такому акту прикладывают первичку, как правило, в виде путевых листов (ПЛ).Путевой лист фиксирует количество километров, которые прошел автомобиль работника в рамках рабочей смены (или служебного задания), и объем затраченного при этом топлива, исходя из нормативных показателей или фактических измерений.ВНИМАНИЕ! ПЛ не являются основанием для списания ГСМ в расходы.Альтернативой путевому листу могут быть, к примеру:

  1. данные по ГЛОНАСС и GPS.
  2. данные по тахографу;

При этом налогоплательщик вправе использовать все 3 источника — путевой лист, данные по тахографу и системам спутниковой навигации — для наиболее достоверного отражения сведений по топливным расходам.ВАЖНО!

Путевые листы обязательно используются всеми транспортными предприятиями, перевозящими пассажиров или грузы, вне зависимости от факта применения автоматических средств учета километража (п.

2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта). Компании, не относящиеся к таковым, вправе использовать иные документы (постановление ФАС Московского округа от 18.09.2013 по делу № А40-19421/13-99-60).При использовании ПЛ компания должна утвердить порядок списания ГСМ по путевым листам. Если ПЛ не применяются, то оптимально подтверждение расхода бензина отчетами обозначенных выше автоматических средств учета пробега (письмо Минфина России от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).

Списание горюче-смазочных материалов по путевым листам

Согласно указаниям руководства предприятия на автомобиле была произведена работа по сбыту готового продукции.

При этом он проехал 232 км, их коих по городу – 128 км, по области – 104 км. Его эксплуатация осуществлялась в зимний период времени.

Принятые надбавки: за зимний период 10% за эксплуатацию в городе, где плотность заселения составляет 1,5 млн человек 10% – ; Нахождение нормы расхода топлива: Всего по путевому листу израсходовано 30,2 литра за рабочий день. Если принят результат вычислений как среднее потребление топлива, то за месяц работы автомобиль израсходует для выполнения производственных заданий:Где: НРд нормативный расход топлива за один рабочий день Т количество рабочих дней в месяце, Т = 21 Итого получаем: Материальному бухгалтеру следует списать приблизительно 634,27 литра топлива за один месяц, так как за месяц было принято усредненное значение расхода топлива.

Если принят результат вычислений как среднее потребление топлива, то за месяц работы автомобиль израсходует для выполнения производственных заданий:Где: НРд нормативный расход топлива за один рабочий день Т количество рабочих дней в месяце, Т = 21 Итого получаем: Материальному бухгалтеру следует списать приблизительно 634,27 литра топлива за один месяц, так как за месяц было принято усредненное значение расхода топлива.

Пример расчета ГСМ

Для того, чтобы принцип вычисления затрат на топливо был более понятным, постараемся разобраться как рассчитать расход ГСМ на примере автомобиля ВАЗ-2109, который более 5 лет эксплуатируется на дорогах Москвы с месячным пробегом, взятым из путевых листов, в 1800 км. Первым делом, в руководящем документе находим базовую норму затрат.

Для рассматриваемой машины она равна 7,7 л на 100 км. Затем, по таблицам начинаем подбирать коэффициенты поправки:

  1. Поправка на возраст авто равна 5%.
  2. Население Москвы значительно превышает 3 млн. человек, а значит – можно смело принимать поправку в 25%.

Таким образом, увеличение расхода топлива составляет 30%, что соответствует поправочному коэффициенту 1,3.

Подставляя все значения в формулу для легковых автомобилей, получаем: А = 0,01 · 7,7 · 1800 · 1,3 = 180,2 литра На практике, эта величина допускает отклонение до 10%, что связано со многими факторами, которые невозможно учесть при математическом подсчете. В общем же, метод расчета нормативного расхода топлива продуман достаточно грамотно, и используется не только для контроля предприятий налоговыми органами, но также, позволяет и самим руководителям фирм планировать свои затраты на эксплуатационные материалы.

Определение путевого расхода топлива

6 Путевой расход топлива

, л/100 км, определяют по формуле:

, (5.1) где

– средний эффективный расход топлива, г/кВт×ч;

– средняя полная масса АТС на маршруте, кг;

– плотность топлива, кг/л;

– средний коэффициент общего дорожного сопротивления без учета скорости транспортного средства.

Средний эффективный расход топлива , г/кВт×ч, определяют по формуле:

, (5.2) где

– удельный расход топлива двигателем при максимальной мощности, г/кВт×ч;

– средний коэффициент, учитывающий зависимость удельного расхода топлива от степени использования мощности двигателя;

– средний коэффициент, учитывающий зависимость удельного расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Удельный расход топлива двигателем при максимальной мощности , г/кВт×ч, рассчитывают по формуле

, (5.3) где

– минимальный удельный расход топлива двигателем, г/кВт×ч.

Минимальный удельный расход топлива двигателем для бензина = 280

320 г/кВт×ч [1].

г/кВт×ч Средний коэффициент, учитывающий зависимость удельного расхода топлива от степени использования мощности двигателя

, рассчитывают по формуле:

, (5.4)

где

– средняя степень использования мощности двигателя; А, В, С – эмпирические коэффициенты. Значения коэффициентов для дизеля А = 1,70; В = 2,63; С = 1,92 [1].

Среднюю степень использования мощности двигателя определяют по формуле

, (5.5) где

– средняя мощность, затраченная на преодоление сопротивления воздуха, кВт;

– средняя мощность, затраченная на преодоление дорожного сопротивления, кВт;

– средняя мощность двигателя по внешней скоростной характеристике, кВт. Среднюю мощность, затраченную на преодоление сопротивления воздуха , кВт, рассчитывают по формуле

.

(5.6)

кВт Среднюю мощность, затраченную на преодоление дорожного сопротивления , кВт, рассчитывают по формуле

, (5.7) Среднюю полную массу на маршруте

, кг, для пассажирских АТС определяют по формулам:

; (5.8)

кг Средний коэффициент общего дорожного сопротивления без учета скорости транспортного средства рассчитывают по формуле:

, (5.9)

кВт

Чтобы определить среднюю мощность двигателя по внешней скоростной характеристике, необходимо рассчитать среднюю эффективную частоту вращения коленчатого вала двигателя.

Среднюю эффективную частоту вращения коленчатого вала двигателя

, об/мин, рассчитывают по формуле:

, (5.10) где

– среднее передаточное число коробки передач. Среднее передаточное число коробки передач

определяют по формуле:

. (5.11)

.

об/мин.

кВт.

.

.

г/кВт×ч.

Плотность дизеля – = 0825 кг/л [2].

л/100 км. 6 Рекомендуемые страницы:Читайте также:: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней.: Основных причин три.

Пример расчета путевого листа

Для примера возьмем автомобиль марки ГАЗ 3307, который осуществлял перевозку грузов по городу Москве.

Базовая величина расхода топлива для этого автомобиля равняется 21 л на 100 км пути, поправочный для городов-миллионников равен 10% или 0,01.В путевом листе указаны следующие параметры:

  1. цифра пробега на конец рабочего дня – 20 170 км
  2. остаток горючего перед выездом – 15 литров
  3. заправлено во время поездки – 60 литров
  4. величина пробега авто на начало работы – 20 000 км
  5. остаток топлива на конец рабочего дня – 30 литров

Пробег за рабочее время равен 20 170 км – 20 000 км = 170 км.Теперь переходим к расчету нормы затрат топлива:

  1. (21 л * 170 км) / 100 * 1,1 = 39,27 литра

Фактический расход топлива:

  1. (15 + 60) – 30 = 45 литров

Разница между двумя величинами составляет:

  1. 45 литров – 39,27 литра = 5,73 литра

Фактически было израсходовано больше топлива, соответственно, получился перерасход. Это еще не окончательная цифра, для ее корректировки следует проверить, был ли расход топлива при холостой работе двигателя, например, при погрузочно-разгрузочных работах или прогреве в зимнее время.Чтобы получить сумму затрат по горючему, нужно рассчитанную норму затрат топлива умножить на его стоимость.Для каждого типа ТС имеется утвержденная путевого листа. Кроме того, существует форма под названием 4-с.

применяемая при сдельной оплате труда, и 4-п – при оплате за рабочее время.

Правила и схема заполнения путевых листов для учреждений и индивидуальных предпринимателей отражены в приказе Минтранса России под № 152.

Читайте также:

Как рассчитать путевой лист: основные моменты, правила заполнения и пример расчета суммы к списанию ГСМ

Бизнес юрист > Бухгалтерский учет > Первичные документы > Как рассчитать путевой лист и сделать это правильно Путевой лист – основной документ, по которому происходит списание ГСМ, находящихся на балансе организации.

Он подтверждает, что горючее было использовано именно в производственных целях, с целью выполнения определенной работы, а также свидетельствует о наличии действительно понесенных компанией расходов на приобретение топлива.

  1. Основные моменты
  2. Пример расчета путевого листа
  3. Правила расчета

Факторы, влияющие на расход топлива

Мощность двигателя Чем больше мощность мотора, тем больше топлива он потребляет.

Причем расход мощных моторов может быть в 2-3 раза выше, чем экономичных. Возраст автомобиля Двигатели внутреннего сгорания появились еще в 19 веке и принцип работы с тех пор остался неизменным. Но несмотря на это, технологии постоянно совершенствовались в сторону экономичности и экологичности. Поэтому современные модели выигрывают в экономичности у выпущенных 10 лет назад.

Поэтому современные модели выигрывают в экономичности у выпущенных 10 лет назад. Маршрут поездки Расход топлива при езде по трассе с минимальным количеством разгонов и торможений будет значительно меньше, чем в городе, с частыми остановками и разгонами. Стиль вождения Спокойная плавная езда уменьшает потребление топлива мотором.

Динамичная агрессивная езда сопровождается повышенным расходом.

Техническая исправность автомобиля Некоторые технические неисправности становятся причиной повышенного расхода топлива.

Если вы обнаружили, что мотор стал прожорливее — пришло время пройти диагностику двигателя и узлов.

Не забывайте поддерживать нормальное давление в шинах. Время года Прогрев перед поездкой зимой съедает дополнительное количество бензина. Если ездить каждый день, за зиму перерасход окажется существенным.

То же касается и коротких остановок. Если летом можно глушить мотор после остановки, то зимой он часто остается работать для поддержания прогрева салона. Езда с работающим кондиционером летом также негативно влияет на расход. Пассажиры и багаж Чем больше пассажиров и багажа вы перевозите, тем больше топлива потребляет автомобиль.

Пассажиры и багаж Чем больше пассажиров и багажа вы перевозите, тем больше топлива потребляет автомобиль.

Особенно это касается компактных авто, для которых дополнительные пассажиры и багаж составляют значительный прирост к массе. Например, мужчина массой 100 кг добавит к массе компактного хэтчбека 10%.

На столько же увеличится расход бензина.

ГСМ и путевой лист

Под горюче-смазочными материалами (ГСМ) понимают не только само топливо, в качестве которого может выступать бензин, дизель или газ, но и всевозможные смазочные материалы и жидкости (тормозная, охлаждающая).

ГСМ – это любые материалы, которые используются в обслуживании автотранспорта. Для списания ГСМ на предприятии Минтрансом РФ разработаны особые нормативы, при этом не запрещает использовать и нормативы собственной разработки.

В последнем случае они будут учитывать различные понижающие и повышающие коэффициенты, связанные с временем года, погодой и другими факторами, при которых происходит эксплуатация автотранспорта. Расчет ГСМ (под которыми в нашей статье будет подразумеваться именно топливо) в организации ведется при помощи первичного учетного документа – путевого листа. Именно путевые листы содержат информацию о времени отправления и возврата транспорта на начальную точку пути, нормы расхода топлива и прочих расходных материалов, подробные характеристики груза, а также данные о цели поездки и другие сведения, которые имеют к ней отношение.

Важно! В большинстве случаев используется готовый бланк путевого листа формы № 3. При использовании автотранспорта в коммерческих целях используется бланк формы № ПГ-1, а при использовании грузового транспорта с повременной оплатой труда – формы № 4-П.

Путевой расход топлива автомобиля.

Стр 4 из 4Для каждого автотранспорта устанавливается государственная норма путевого расхода топлива.

Комплексным измерителем топливной экономичности автотранспортного средства является топливно-экономическая характеристика, представляющая собой график зависимости путевого расхода топлива gп от скорости Va установившегося движения по дорогам с различными коэффициентами дорожного сопротивления ψ.

Она может быть построена либо по результатам стендовых или ходовых испытаний автомобиля, либо расчетным путём. Путевой расход топлива автомобиля показан на рисунке №7. Для расчетного определения путевого расхода топлива необходимо иметь нагрузочную характеристику двигателя, представляющую собой график зависимости часовых Gт и удельных ge расходов топлива от эффективной мощности Ne, развиваемой двигателем при постоянной частоте ne.
Для расчетного определения путевого расхода топлива необходимо иметь нагрузочную характеристику двигателя, представляющую собой график зависимости часовых Gт и удельных ge расходов топлива от эффективной мощности Ne, развиваемой двигателем при постоянной частоте ne.

На основании графиков нагрузочной и внешней скоростной характеристик строят график удельного расхода топлива от степени использования мощности двигателя U% (ge=f(U%)). На основании данных тягового расчета и графика ge=f(U%) производится расчет топливно-экономической характеристики по формуле

, где rт – плотность топлива, кг/л.

В расчетах можно принять для бензина rт=0,72 кг/л.

Для построения топливно-экономической характеристики необходимо задаться несколькими значениями ne и для принятых передачи КП и дорожного сопротивления ψ найти силы сопротивления движению, а по экономической характеристике – значение ge. Однако, как правило, для рассчитываемого автомобиля экономическая характеристика двигателя отсутствует, поэтому удельные расходы топлива находят по приближенной методике с использованием коэффициентов К1 и КN по формуле ge=geNKNKn, где Кn – коэффициент, учитывающий зависимость удельного расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала двигателя; КN – коэффициент, учитывающий зависимость удельного расхода топлива от степени использования мощности двигателя; geN – эффективный удельный расход топлива при максимальной мощности двигателя Nemax, г/(кВт·ч). Статистическая обработка нагрузочных характеристик различных двигателей позволила установить, что коэффициенты Кn и КN, могут быть посчитаны по формулам

,

, где a1, b1, c1 – эмпирические коэффициенты.

Для карбюраторных двигателей a1=2,75 b1=4,61 c1=2,86.

Удельный эффективный расход топлива geN определяется либо по внешней скоростной характеристике двигателя, либо можно принять geN=(1,05-1,1)ge min. Таким образом, окончательная формула для расчета топливно-экономической характеристики двигателя имеет вид

, эта формула называется уравнением расхода топлива. Топливно-экономическая характеристика рассчитывается для заданных значений суммарного дорожного сопротивления ψ при движении автомобиля от минимальной до максимальной скорости на той передаче, движение на которой возможно при полной подачи топлива.

Заключение: После проведения расчетов и сравнения их с основными техническими требованиями, можно сделать выводы по каждой характеристике автомобиля ВАЗ – 2108. Внешняя скоростная характеристика: Мощность двигателя соответствует норме Nmax=47 кВт; Максимальный крутящий расчетный момент Мmax=99,9 Нм превышает на 5,9 Нм паспортный момент двигателя Mmax=94 Нм.

Запас крутящего момента обеспечивает устойчивую работу двигателя, оценивается коэффициент приспосабливаемости.

Для карбюраторных двигателей Кпр=1,2…1,3, стр. 45[6]. Тяговый баланс: Из графика тягового баланса следует, что максимальная скорость Vamax=36 м/с (129,6км/ч) что не соответствует требованию (Vmax=148км/ч). Мощностной баланс: Максимальная скорость имеет такое же значение, что и Vmax в тяговом балансе.

Запас мощности в точке пересечения Nд+в с N на III передаче будет равен нулю. Так как и на графике силового баланса, значение мощности будут выше, чем выше передача.

Динамический паспорт автомобиля: Величина динамического фактора ДV при движении автомобиля с максимальной скоростью на графике равна (ДV=0,024), что не соответствует значениям динамического фактора, характерным для данного автомобиля (ДV=0,03-0,035).

Ускорение автомобиля: Величина максимального ускорения на первой передаче (j=1,68 м/с2) не входит в область примерных значений максимальных ускорений при разгоне (j=2,0-2,5 м/с2), на высшей передаче величина максимального ускорения (j=0,34 м/с2) меньше ориентировочных значений (j=0,8-2,1 м/с2). Время и путь разгона: Согласно ГОСТ 22576-77, путь разгона до Vmax не должен превышать 2500м и время разгона 150 с.

Из расчетов мы видим, что время и путь разгона соответствуют нормам. Путевой расход топлива: При V=90 км/ч контрольный расход топлива равен 5,7 л/100км, что не соответствует значению на графике расхода топлива при той же скорости ge=9,5 л/100км. 2 Сравнительный анализ тормозных механизмов автомобиля ВАЗ – 2108.

Тормозные механизмы. Для оценки конструктивных схем тормозных механизмов служат следующие критерии: Коэффициент тормозной эффективности – отношение тормозного момента, создаваемого тормозным механизмом, к условному приводному моменту

, где Мтор – тормозной момент; ∑Р – сумма приводных сил; rтр – радиус приложения результирующей сил трения (в барабанных тормозных механизмах – радиус барабана rб, в дисковых – средний радиус накладки rср). Стабильность. Этот критерий характеризует зависимость коэффициента тормозной эффективности от изменения коэффициента трения. Эта зависимость представляется графиком статической характеристики тормозного механизма.

Лучшей стабильностью обладают тормозные механизмы, характеризуемые линейной зависимостью. Уравновешенность. Уравновешенными являются тормозные механизмы, в которых силы трения не создают нагрузку на подшипник колеса. Так как имеются конструктивные различия тормозных механизмов передней и задней осей, необходимо провести сравнительный анализ обоих вариантов.4 

Путевой лист легкового автомобиля: как правильно заполнить новый бланк 2020 года

При расчете движения топлива могут вводиться дополнительные поправочные коэффициенты – расход повышается при работах во время зимы, в неблагоприятных условиях, в горах, при поездке на совершенно новом авто или машине после капремонта, а также в городах с населением свыше 1 миллиона и поселках.

Данные о километраже от ворот предприятия до места погрузки товара, а также от места разгрузки товара до ворот гаража в расчет не включаются – они фиксируются отдельно как нулевой пробег в строке путевого листа. Первая – это основной лист, в котором отражен расчет расходования ГСМ. Для оформления процедуры списания заполняется:

  1. дебет счета 1 401 01 272 «Расходование материальных запасов»;
  2. кредит счета 1 105 03 440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов».

Каждое предприятие имеет свои отличительные признаки, обуславливаемые отраслью производства, которое принадлежит к отдельной сфере экономики.

Его деятельность должна полностью учитываться в бухгалтерском учете.

Первичная документация

ГСМ в целях первичного учёта признаются:

  1. газ (сжиженный, сжатый, нефтяной).
  2. ДТ;
  3. бензин;

А также специализированные смазочные материалы и жидкости технического назначения (моторные масла, антифризы, специальные смазки).

Перед выездом на маршрут в бак автотранспортного средства заливается количество топлива, которое называется нормативным. Для каждой марки машины в отдельности это количество определяется в соответствии с нормой, утверждённой локальным актом (приказом) по предприятию.

Выданное топливо заносится в специальный проездной лист водителя – путёвку. В ней проставляется количество топлива на момент выезда из гаража, пробег (км) и остаток бензина, ДТ или газа в баке по завершении сменного задания. Путёвка представляет собой основной бухгалтерский документ, подтверждающий количество израсходованных водителем в пути ГСМ для последующего списания.

Бухгалтерии предприятий (организаций, учреждений), где автотранспорт прямым образом связан с основной деятельностью (перевозки пассажиров, грузов и пр.), должны использовать в повседневной работе первичные бумажные документы, форма и реквизиты которых утверждены приказом Минтранса. Номер этого документа – 152, утверждён он 18 сентября 2008 года (с учётом изменений, внесённых последующими приказами – от 18.01.2017 №17, от 07.11.2017 №476). бланк Путевой лист легкового автомобиля (Форма № 3) Если автотранспорт используется на предприятии в управленческих целях, либо для организации производства, для учёта и контроля его работы можно использовать путевые листы, разработанные на основании двух законодательных актов:

  1. закона о бухучёте и отчётности №402-ФЗ.
  2. закона №259-ФЗ (п.14 ст.2);

бланк Путевой лист грузового автомобиля (Форма № 4-П) Как правило, в предпринимательской деятельности менеджментом предприятий используется форма, утверждённая Постановлением Госкомстата №78: форма 3 – для легкового транспорта, форма 4-П – для грузовых автомобилей.