Закон об образовании рф последняя редакция 2020 смотреть онлайн

Последняя редакция Закона об образовании 2019-2020. Основные нововведения


Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  • гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  • в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  • определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  • оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны.

В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред.

от 06.02.2020) «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральным от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст.

2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст.

562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст.

2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст.

42, ст. 53, ст. 72; N 18, ст.

2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст.

8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст.

78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4246, ст. 4292) (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»); Федеральным от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.

7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст.

2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст.

562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст.

2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст.
4219, ст. 4223, ст. 4238, ст.

4239, ст. 4246, ст. 4292) (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»); 5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным , а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации .

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным , а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации . 5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным , а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации . 2. Федеральный от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;3.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г.

N 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

; Федеральным от 1 мая 2017 г.

N 93-ФЗ

«О внесении изменений в статью 71 Федерального закона «

Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 93-ФЗ) установлено, что при приеме на обучение исключается требование наличия заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний к обучению в соответствующих образовательных организациях, установленное ранее Федеральным от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ): в случае если общая продолжительность обучения обучающегося не будет превышать более чем на один учебный год срока освоения образовательной программы, на которую он переводится, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, государственным образовательным стандартом или образовательным стандартом, утвержденным организацией, имеющей в соответствии с Федеральным N 273-ФЗ право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты (с учетом формы обучения и иных оснований, влияющих на срок освоения образовательной программы).

Федеральный от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р. Методические указания по заполнению формы «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования за 2016 г.

N 2036-р. Методические указания по заполнению формы «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования за 2016 г. (форма N СПО-Мониторинг)» разработаны в целях обеспечения реализации Федерального от 29 декабря 2013 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в рамках которого за государственными органами государственной власти в сфере образования закреплены полномочия обеспечения осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне, а также реализации комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 — 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 349-р.

Судебная практика по статье 10 Закона об Образовании в РФ:

  1. соответствует пунктам 1, 4, 6 статьи 4, пункту 2 статьи 4.1, пунктам 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно технической политике» (далее — Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ), пункту 5 статьи 10, пункту 4 статьи 69, пункту 6 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) и необоснованно вводит ограничения на защиту докторских диссертаций по юриспруденции для лиц, не имеющих высшего юридического образования, подтвержденного дипломом специалиста или магистра.
  2. Классные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы (части 1, 2 и 3 статьи 9, часть 1 и 2 статьи 9.1). В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменения и дополнениями) в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование высшее образование — бакалавриат, высшее образование — специалитет магистратура, высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Статья 5 Право на образование.

Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

1.

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. 4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни. 5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; 2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте; 3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Статья 9 Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования


1.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); 2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации); 3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; 4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; 5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; 6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа; 7) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования. 2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования, в том числе по закреплению образовательных организаций субъектов Российской Федерации за конкретными территориями, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. 3. Органы местного самоуправления муниципальных районов имеют право на осуществление функций учредителей муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года.

4. Органы местного самоуправления городских округов вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования.

Декабрь

с 23 по 27 декабря 2019 года Письмо Минобрнауки России от 31.10.2019 N 03/16361 «О порядке формирования учебных групп обучающихся в ОО ВО» Минобрнауки России разъяснило порядок формирования учебных групп в образовательных организациях высшего образования Сообщается, что Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утв.

Приказом Минобрнауки России от 05.04.2007 N 301, установлено, что для проведения занятий лекционного типа учебные группы могут объединяться в учебные потоки.

При необходимости возможно объединение в один учебный поток учебных групп по различным специальностям и (или) направлениям подготовки.

Для проведения занятий семинарского типа формируются учебные группы обучающихся численностью не более 30 человек из числа обучающихся по одной специальности или направлению подготовки. Занятия семинарского типа проводятся для одной учебной группы. При необходимости возможно объединение в одну учебную группу обучающихся по различным специальностям и (или) направлениям подготовки.
При необходимости возможно объединение в одну учебную группу обучающихся по различным специальностям и (или) направлениям подготовки.

Указанный порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры.

Информация Рособрнадзора О Федеральном законе от 02.12.2019 N 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Рособрнадзор напоминает об изменениях в Законе об образовании, вступающих в силу с 1 июля 2020 года В частности:

  1. устанавливается обязанность образовательной организации по созданию безопасных условий обучения, в том числе при проведении практической подготовки;
  2. установлено, что порядок зачета образовательной организацией результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях будет определяться Минобрнауки совместно с Минпросвещения России.
  3. скорректированы положения об осуществлении деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ;
  4. вводится понятие практической подготовки обучающихся и закрепляются нормы ее организации;

с 16 по 20 декабря 2019 года Информация Рособрнадзора от 17.12.2019 «О Порядке приема лиц на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования» Рособрнадзор информирует о вступлении в силу с 1 января 2020 года порядка приема лиц на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования Порядок приема на подготовительные отделения ФГОО ВО, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 13.08.2019 N 602, устанавливает в том числе:

  1. перечень документов, представляемых поступающим при подаче заявления о приеме;
  2. процедуру проведения конкурса при приеме на обучение, если численность поступающих превышает количество мест для приема.
  3. перечень документов об образовании и/или о квалификации, представляемых поступающим для удостоверения образования, в том числе документов иностранных государств об образовании и порядок их представления, а также случаи, в которых не требуется представление свидетельства о признании иностранного образования;
  4. перечень категорий лиц, имеющих право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, при наличии среднего общего образования;

с 9 по 13 декабря 2019 года Письмо Минобрнауки России от 18.10.2019 N 03/15462-О «Об отчислении и восстановлении обучающегося образовательной организации» Разъяснен порядок восстановления в образовательной организации Обучающийся, отчисленный по собственной инициативе до завершения освоения основной профессиональной образовательной программы, имеет право на восстановление в течение 5 лет при наличии свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором было отчисление. Порядок восстановления определяется локальным нормативным актом организации.

Вместе с тем обязательства сторон регламентируются договором между организацией и студентом (его родителем), в котором определены юридические и финансовые отношения, а также основания изменения и расторжения договора.

Статья 58 Промежуточная аттестация обучающихся

1.

Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. 5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности.

В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. 6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.

7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.

8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.

9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. 10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации. 11. Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Изменения в приобретении дополнительного образования

В марте 2020 года вступили в силу изменения ФЗ № 273, затронувшие ст. 75. Данные изменения заключались в следующем:

  • Отмечается доступность дополнительных образовательных программ для всех граждан, не зависимо от уровня образования. Исключение лишь составляет специфика получаемой образовательной программы.
  • Разделение дополнительных образовательных программ, оно представлено в таблице. Вид дополнительных образовательных программ — общеразвивающие и предпрофессиональные. Первые доступны для детей и взрослых, вторые доступны для детей в области искусств, спорта, физической культуры
  • Отражена направленность дополнительных образовательных услуг для детей и взрослых на физическое, культурное развитие личности, утоление интеллектуальных интересов, на ориентацию к здоровому образу жизни.
  • Длительность дополнительного обучения и его тематика определяется и утверждается организацией, с которой заключен договор на оказание услуг по дополнительному образованию. Тематика предпрофессиональных программ дополнительного образования разрабатывается и утверждается согласно федеральным государственным требованиям.

Судебная практика по статье 12 Закона об Образовании в РФ:

  1. Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими абзацев одиннадцатого и тринадцатого пункта 9 Порядка (в тексте заявления указаны как подпункты 1 и 3 пункта 9), ссылаясь на их противоречие статье 43 Конституции Российской Федерации, статьям 5, 12, 44, 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

    № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г.

    № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения.

  2. Общие вопросы языковой политики в области образования аналогичным образом регламентируются и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г.

    № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с последующими изменениями. Согласно статьям 4, 12, 14 названного Федерального закона государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах единства образовательного пространства на территории Российской Федерации защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

  3. Кроме того, в соответствии со статьями 12, 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

    № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» повышение квалификации является дополнительным профессиональным образованием, которым вправе заниматься только образовательные организации.

Закон ФЗ-№273: история создания и краткое содержание

В законе ФЗ-№273 есть масса положительных моментов, подвергался он и заслуженной критике, пережил свыше 40 изменений, включая последние новшества, внесенные в него в марте 2019 года. Мы сегодня хотим поговорить не о законе от 22.12.2012г., а его новой редакции от 25.12.2018г. В данном законе содержится вся необходимая информация о тонкостях системы общего и профессионального образования.

Основополагающим пунктом закона, написанного в рамках соблюдения конституционных прав всех участников учебного процесса, является общая доступность образования и отсутствие платы за обучение. Это касается среднеобразовательных школ, лицеев и гимназий, на таких же условиях обучаются в профтехучилищах и других средне-специальных заведениях. Об этом более подробно рассказывают положения 5-ой статьи Закона, где также предусматривается возможность бесплатного обучения в ВУЗах, но только на конкурсной основе.

В законе четко прослеживается мысль о том, что платное образование не может подменить бесплатное обучение, профинансированное за счет бюджетных средств.

В противном случае деньги, полученные за обучение, должны быть возвращены.

Согласно положениям Закона, а об этом подробно сказано в ст. 8 (п. 3, ч.1), участвовать в организации полноценного учебного процесса обязаны региональные власти и местные органы самоуправления.