Защита прав работников женщин трудова инспекция

Защита прав работников женщин трудова инспекция

Защита трудовых прав работников в перми


Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и другими законодательствами и нормативными актами;

  1. направлять предложения, запрашивать юридические, нормативные документы и рекомендации у Министерства труда и социального развития Российской Федерации;
  2. созывать и принимать участие в конференциях, проводить семинары и совещания, организовывать выставки передового опыта, работать со средствами массовой информации по вопросам, входящим в компетенцию управления.

Должностные лица управления труда имеют право доступа в установленном порядке на предприятия, в учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности. Местонахождение управления — 614000, г.

Пермь, ул. Ленина, 51.

Судебная практика

Определение Московского городского суда от 2 декабря 2010 г. по делу № 33-37402. К. обратилась с иском к ООО «Алжеко» о взыскании оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, взыскании денежной компенсации морального вреда. В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы представления.

В соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в выходной или праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.

Суд установил, что приказом от 05 октября 2010 года К.

принята на работу в ООО «Алжеко» на должность <.> с окладом 140000 рублей (л. д. 132), с ней был заключен трудовой договор. По соглашению сторон от 12 марта 2009 года трудовые отношения между истицей и ответчиком прекращены с 16 апреля 2010 года на основании п.

1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Отказывая в удовлетворении требований К., суд исходил из анализа представленных в дело доказательств: табеля учета использования рабочего времени за март 2010 года, расчетной ведомости за март 2010 года.

В данных документах сведений о привлечении истицы к работе в выходные и праздничные нерабочие дни в марте 2010 года не имеется.

По правилам ст. 56 ГПК РФ каких-либо доказательств, подтверждающих, что истица работала с 06 марта по 08 марта 2010 года по письменному распоряжению работодателя, суду представлено не было.

Доводы К. о поданном ею заявлении о выходе на работу 6, 7 и 8 марта 2010 года, об инициативе работодателя и указании на электронное письмо учредителя с просьбой выйти на работу 06, 07, 08 марта 2010 года, оценку в решении получили, судебная коллегия с такой оценкой согласна. Суд при рассмотрении спора также обоснованно сослался на результаты внеплановой проверки Государственной инспекции труда в городе Москве.

Суд при рассмотрении спора также обоснованно сослался на результаты внеплановой проверки Государственной инспекции труда в городе Москве. Данная проверка привлечения К.

к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, а также нарушений трудового законодательства не выявила.

Судебная коллегия определила решение Останкинского районного суда г. Москвы от 06 сентября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Одним из способов минимизации результатов проверки ГИТ является скрупулезная фиксация каждого факта и действия. Так, о внеплановой выездной проверке юридическое лицо уведомляется инспекцией труда не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ). Отмечу, что существует ряд случаев, когда проверяющие органы не обязаны сообщать о своем приходе.

Например, если подобное уведомление может нанести ущерб эффективности контроля и позволит скрыть факт нарушения (ст. 360 ТК РФ). Если все же уведомление получено, то работодатель должен принять меры, направленные на фиксацию срока получения такого уведомления. Следующим шагом будет анализ ситуации и попытка выявить причину такой проверки для последующего устранения с целью минимизации последствий.

По результатам составляется акт, в котором указываются нарушения и срок их устранения. Следует помнить, что признание вины смягчает наказание. В любом случае работодатель должен давать максимально объективную оценку своим действиям и действиям своих работников.

Обращение в прокуратуру

Деятельность прокуратуры направлена на надзор за работой государственных организаций.

Обратиться с жалобой к прокурору работники могут по различным вопросам, включая:

  1. невыплату заработной платы;
  2. незаконное увольнение, необоснованное сокращение штата;
  3. невыполнение трудовой инспекцией своих обязанностей и др.

Дополнительная информация Обратиться в прокуратуру можно следующими способами: 1) отправить заявление по почте, телеграфу, факсимильной связи 2) прийти на личный прием. Помимо этого, в каждой прокуратуре должен присутствовать ящик «Для обращений и заявлений», который помещается в приемной, а в нижестоящих прокуратурах — в удобном для граждан месте.

составляется в письменной (заявление/жалоба) либо в устной форме (во время официального приема). Рассматриваются коллективные и индивидуальные жалобы в течение 15 календарных дней. Дополнительно срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 15 дней, если требуется детальное изучение сложившихся обстоятельств.

Результатом обращения в прокуратуру является письменный отчет о выполненной работе и мерах, принятых по отношению к недобросовестному работодателю. К правомочиям сотрудников прокуратуры относится:

  1. привлечение работодателя к административной ответственности (при наличии состава административного правонарушения);
  2. сообщение в правоохранительные органы о наличии факта правонарушения.
  3. направление гражданско-правового искового заявления в суд, выступление в качестве защиты на стороне истца;

Перечисленные полномочия являются правами сотрудников, но не обязанностями, поэтому заявитель не вправе требовать их исполнения.

Момент нарушения правил Трудового Кодекса считается основанием для привлечения к юридической ответственности виновных лиц, которыми могут быть как сотрудники, так и работодатели. Ознакомимся со .

Защита трудовых прав работника

Вы здесь Опубликовано 2013-11-29 17:41 пользователем hrconsul «Отдел кадров коммерческой организации», 2013, N 3 ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКА От конфликтных ситуаций с работниками не застрахован ни один работодатель.

Причем с претензиями может обратиться как работающий, так и уволенный сотрудник. И хорошо, если такую ситуацию удастся разрешить мирным путем.

А если нет? Трудовым кодексом работнику предоставлен достаточно широкий круг вариантов защиты трудовых прав. О них и расскажем в данной статье. Раздел XIII ТК РФ посвящен защите трудовых прав и свобод, рассмотрению и разрешению трудовых споров.

Также в нем говорится об ответственности за нарушение трудового законодательства. В частности, на основании ст.

352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: — самозащита работниками трудовых прав; — защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; — государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; — судебная защита.

Самозащита работниками трудовых прав На основании ст.

379 ТК РФ в целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

379 ТК РФ в целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Например, работник использует право самозащиты, отказываясь от выполнения работ в случае опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами). В таком случае работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности (ст. 220 ТК РФ). Или работник может использовать право на самозащиту в случае необеспечения его средствами индивидуальной или коллективной защиты.

В таком случае работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей. В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами.

Так, в соответствии со ст. 142 ТК РФ в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Однако этой же нормой предусмотрены случаи, когда не допускается приостановление работы по данной причине: — в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; — в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах; — государственными служащими; — в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования; — работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. Воспользовавшийся этим правом обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу. Обратите внимание! Самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены законодательством, влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 руб.

(ст. 20.26 КоАП РФ). Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав (ст.

380 ТК РФ). Защита интересов работников профсоюзами Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» установлено, что профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений, в том числе по вопросам: — трудового договора (контракта); — рабочего времени и времени отдыха; — оплаты труда; — гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ; — по другим социально-трудовым вопросам.

380 ТК РФ). Защита интересов работников профсоюзами Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ

«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

установлено, что профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений, в том числе по вопросам: — трудового договора (контракта); — рабочего времени и времени отдыха; — оплаты труда; — гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ; — по другим социально-трудовым вопросам.

Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. Аналогичное требование содержится в ст.

370 ТК РФ. Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями , утверждаемыми профсоюзами. ——————————— Типовое положение о правовой инспекции труда профсоюзов утв. Постановлением Исполкома ФНПР от 22.11.2011 N 7-15.

Межрегиональное и территориальное объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать свои правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений согласно типовому положению соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов. Профсоюзные инспекторы труда имеют право: — беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений; — проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников; — принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; — получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; — защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); — предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; — направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; — в качестве независимых экспертов принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства. Обратите внимание! В силу ст.

377 ТК РФ работодатель обязан создать условия для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации. В частности, безвозмездно предоставить помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).

Одним из вариантов защиты прав работников профсоюзами является принятие решений работодателем с учетом их мнения (ст.

371 ТК РФ). В частности, в случае когда изменение организационных или технологических условий труда может повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев (ст.

74 ТК РФ). Также придется учитывать мнение профсоюза при привлечении к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в случаях, не оговоренных в ст.

113 ТК РФ. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ, а при расторжении трудового договора по инициативе работодателя — ст.

373 ТК РФ. Причем соблюдение процедуры в последнем случае не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя — обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Государственный контроль Федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Рострудом и его территориальными органами. Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875. В соответствии с данным Положением государственный надзор в сфере труда осуществляется государственными инспекторами труда (правовыми инспекторами труда и инспекторами по охране труда), которые имеют право: — в установленном порядке беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц; — запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; — изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт; — расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; — предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; — выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда; — запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда; — составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности.

Обратите внимание! Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст.

361 ТК РФ). Государственный контроль осуществляется посредством проверок, порядок проведения которых определяется ратифицированными конвенциями МОТ, Трудовым кодексом, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

и Положением.

Предметами проверки являются соблюдение работодателем требований трудового законодательства, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются: 1.

Истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Поступление в федеральную инспекцию труда: — обращений и заявлений о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников; — обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав; — запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст.

219 ТК РФ; 3. Наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. К сведению. Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом РФ или Правительством РФ.

Судебная защита Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством РФ. В частности, на основании ст. 22 ГПК РФ и ст. ст. 382, 391 ТК РФ дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции, а именно районный суд рассматривает такие дела в качестве первой инстанции.

22 ГПК РФ и ст. ст. 382, 391 ТК РФ дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции, а именно районный суд рассматривает такие дела в качестве первой инстанции. Если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то важно следующее: хотя эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя, значит, подсудность такого спора (районному суду или мировому судье) определяется исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных ст. ст. 23, 24 ГПК РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2

«О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

).

Дела о признании забастовки незаконной подсудны верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов (ч. 4 ст. 413 ТК РФ). К сведению. Индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства, а также между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора (ст.

381 ТК РФ). По общим правилам иск предъявляется в суд по месту нахождения организации-работодателя, а если работодатель — индивидуальный предприниматель, то по месту его жительства. Однако в силу ст. 29 ГПК РФ иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца, то есть работника. Работник для защиты своих прав через суд должен соблюдать сроки обращения с заявлением о рассмотрении спора.

Отметим, что в зависимости от категорий дел сроки обращения за защитой трудовых прав работника различны. Так, на основании ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Если работник пытался урегулировать возникшие разногласия через комиссию по трудовым спорам организации, которая в установленный десятидневный срок должна была рассмотреть спор и разрешить его в чью-то пользу, но не сделала этого, работник имеет право перенести рассмотрение конфликта в суд (ст. 390 ТК РФ). Если комиссия рассмотрела спор, но ее решение не устроило работника, он также может обратиться в суд для обжалования в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии (ст.

390 ТК РФ). В заключение Как видим, Трудовым кодексом работнику предоставлен достаточно широкий круг способов решения спорных моментов как при приеме на работу, в течение трудовой деятельности, так и после увольнения.

Поскольку работник для разрешения конфликтной ситуации должен обратиться с заявлением (хоть в государственную инспекцию труда, хоть в комиссию по трудовым спорам, хоть в профсоюз и т. д.) с указанием нарушенных работодателем прав, рекомендуем снимать противоречия мирным путем.

Ведь если нарушение трудового законодательства будет установлено контролирующими органами, работодателю может грозить не только административная, но и уголовная ответственность. Т. Ю. Комиссарова Эксперт журнала «Отдел кадров коммерческой организации» Подписано в печать 28.02.2013 Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Защита трудовых прав в судебных органах

С целью восстановления нарушенных прав сотрудник может обратиться в суд.

На сегодняшний день этот способ защиты прав является самым эффективным.

Ведь является обязательным для исполнения. Однако сроки обращения в суд ограничены 3 месяцами, а по увольнениям 1 месяцем.Кроме судебных органов, в зависимости от нарушенного права, работник вправе обратиться в комиссию по социально-трудовым отношениям, по трудовым спорам и в трудовой арбитражНа самом деле законодательство предоставляет значительные возможности по защите трудовых прав.

Однако сроки обращения в суд ограничены 3 месяцами, а по увольнениям 1 месяцем.Кроме судебных органов, в зависимости от нарушенного права, работник вправе обратиться в комиссию по социально-трудовым отношениям, по трудовым спорам и в трудовой арбитражНа самом деле законодательство предоставляет значительные возможности по защите трудовых прав. К сожалению, значительная часть работников не знает и не понимает, как лучше воспользоваться предоставленными возможностями.

Хотя практически любая проблема в трудовых отношениях может быть решена в пользу работника. Об этом свидетельствует судебная практика по , и т.п. Труднее с доказательственной базой по , .

Защита трудовых прав полностью зависит от активных действий и инициативы работника.

Жалоба в прокуратуру на работодателя: как правильно составить

Определяя, как пожаловаться в прокуратуру, следует придерживаться тех же правил, что и в предыдущем случае.

Бумага обязательно должна содержать просящую часть, в которой заявитель излагает свои требования относительно наказания виновника.

Важно указывать в документе лишь достоверные ведомости, так как нанимателю может грозить административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.

С образцом подобной жалобы можно ознакомиться далее.

Государственная защита трудовых прав женщин

Конституционное провозглашение прав и свобод высшей ценностью и необходимость обеспечения их гарантированной защитой предопределяют обязанность законодателя закреплять соответствующие механизмы их защиты. Среди всех ценностей российская Конституция подчеркивает приоритет семьи, материнства и детства и указывает на обязательность их защиты государством.

Сегодня пересмотр ориентиров государственно-правовой деятельности и ориентация государственных структур на реальные чаяния и нужды граждан способствует началу воплощения конституционных принципов в жизни.В свете объявления 2008 г.

годом Семьи особую значимость приобретает анализ правового и фактического положение российских женщин в сфере труда, а также исследование правовых механизмов, направленных на защиту и обеспечение их прав. Поскольку именно на женщин ложится основная нагрузка по укреплению семьи, продолжению рода и воспитанию детей.

Женщины испокон веков были хранителями семейных ценностей. Несмотря на изменения общественного сознания, всеобщую эмансипацию женщин, связанную с желанием быть равными мужчинам, женщина по-прежнему играет первостепенную роль не только в семье, но и в государстве. Например, только от женщин зависит решение демографической проблемы.

Вместе с тем трудовые права женщин зачастую нарушаются, а эффективных механизмов защиты этих прав не так уж и много.В связи с этим попытаемся проанализировать проблемы реализации некоторых трудовых прав женщин и степень их защищенности с учетом достаточно широкого конституционного толкования термина «защита». В основу современного правозащитного законодательства заложены основополагающие конституционные принципы. Одним из них выступает принцип равенства.

Законодательно данный принцип был детализирован в отдельных статьях Трудового кодекса РФ.

Однако на практике проблема реализации равных возможностей мужчин и женщин остается.

Прежде всего это касается трудоустройства женщин. С проблемой трудоустройства, обусловленной полом или возрастом, в жизни приходилось сталкиваться многим женщинам.Несмотря на то что статья 64 Трудового кодекса закрепила запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора и установление прямых или косвенных ограничений или преимуществ, которые не связаны с деловыми качествами работников, реальная практика пока далека от этих установлений.Нередко работодатели и кадровые агентства в рекламных объявлениях о наличии вакансий в качестве основного критерия указывают пол будущего работника — мужской. Большинство руководящих должностей, предполагающих возможность принятия самостоятельных управленческих решений, высокооплачиваемые должности замещаются в настоящее время мужчинами.

Однако ситуация постепенно меняется. По статистике, за 2006 г. руководителями (представителями) органов власти и управления, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий были 2779 тыс.

мужчин и 1783 тыс. женщин. Таким образом, можно сделать вывод, что женщины постепенно «отвоевывают» свое право на равный труд и доказывают свою квалификацию не только домохозяйки, но и грамотного руководителя. До настоящего времени наиболее типичными являются случаи отказа в заключении трудового договора женщинам при прочих равных условиях.Работодатель, принимая на работу женщину, опасаясь возможных трудностей, которые могут возникнуть при ее трудоустройстве (беременность, выход в декретный отпуск, уход за ребенком), старается максимальным образом застраховать риск возможных для него неблагоприятных последствий.

Это могут быть различные устные обязательства, требование выйти на работу из отпуска по уходу за ребенком ранее установленного законом срока под предлогом сохранения места работы, невозможность пойти на больничный с ребенком. Все вышеперечисленные случаи нарушают гарантированные трудовые права женщин. Вместе с тем государственные механизмы защиты используются в таких ситуациях достаточно редко.

Связано это с тем, что предпочтение в защите трудовых прав законодатель отдает судебной защите. Однако отказ в приеме на работу, нарушающий принцип равенства, в судебном процессе сложно доказать, а зачастую это сделать практически невозможно.

Даже наличие в Уголовном кодексе РФ статьи 145, посвященной необоснованному отказу в приеме на работу беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, не может существенно повлиять на ситуацию. Таким образом, можно сделать вывод, что трудоустройство женщин ставится в зависимость от соответствующих правовых условий, которые создает государство, и от воли работодателя. Законодательно равенство прав и возможностей провозглашается, реально встречаются случаи его нарушения.

Как следствие, количество женщин, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, остается достаточно высоким (свыше 65% от общего числа безработных составляют женщины). Думается, что решить данную проблему исключительно правовыми запретами или санкциями не представляется возможным.

Необходимо, чтобы общественное сознание изменилось так, чтобы молодая женщина не воспринималась как «источник повышенной опасности» в трудовом коллективе, а оценивалась исходя из реальных показателей и результатов труда. Возможно, пора перейти от прямых запретов для работодателей к их стимулированию различными способами при приеме на работу женщин детородного возраста.

Это позволит не только снять проблему трудоустройства, но и обеспечит реализацию гарантий, предусмотренных для отдельных категорий работников в полном объеме.

С проблемой трудоустройства приходится сталкиваться женщинам и за рубежом.

Однако строгое соблюдение действующего законодательства и нежелание ссориться с законом со стороны работодателей позволяет женщинам реализовывать свои права.

Например, права женщин в Испании в целом охраняются очень строго. Если мать-одиночку предприниматель откажется взять на работу (и она сможет доказать, что отказ вызван именно наличием у нее маленького ребенка), то наказание может быть суровым — вплоть до тюремного заключения.Это если не считать неизбежных колоссальных штрафов.

Следующие право, связанное с принципом равенства, — это равенство в оплате труда. По официальным данным, зарплата женщин в среднем составляет 60-64% от зарплаты мужчины. А учитывая, что сегодня в России 30% детей растут в неполных семьях и лишь 16% разведенных мужей платят алименты, это означает крайне низкий уровень жизни матерей, самостоятельно воспитывающих детей.

Еще с советского времени проявляется закономерность, что во многих сферах деятельности женщина за тот же самый труд получает меньше, чем мужчина.Однако, как только в определенной сфере есть возможность зарабатывать, то работодателю выгодно взять на работу мужчину. Например, возьмем финансовой сектор. 15 лет назад этот сектор был полностью женским, найти мужчину-бухгалтера было невозможно, потому что это была низкооплачиваемая профессия.Сейчас профессия стала высокооплачиваемой.

и туда пришли мужчины. Это общая закономерность: как только в каком-либо секторе появляются деньги,

он перестает быть феминизированным. Иногда неравенство в оплате труда обосновывается тем, что мужчина должен кормить и обеспечивать семью. Однако современная практика такова, что, во-первых, женщины значительно быстрее осваиваются и адаптируются в изменившихся экономических условиях.

Если мужчине очень трудно перестроить свой уклад жизни, сменить работу, подстроиться под современные вызовы времени, то женщины это делают гораздо быстрее. Как следствие, иногда проявляется тенденция, когда женщина гораздо быстрее находит хорошую работу и, по сути, становится кормилицей семьи. Во-вторых, статистика такова, что каждый второй брак в стране распадается по тем или иным причинам.

Поэтому множество молодых мам вынуждены сами зарабатывать на жизнь и обеспечивать ребенка, который в большинстве случаев остается с матерью.Проблема несвоевременной выплаты или уклонения от алиментов вынуждают женщину рассчитывать только на себя. Опрос, проведенный специалистами службы занятости среди женщин, которые имеют малышей и находятся в отпуске по уходу за ребенком или вообще не имеют работы, показал, что примерно 80% из них готовы приступить к работе еще до того, как малышу исполнится три года.

Главная причина, заставляющая как можно быстрее прервать свой отпуск, — финансовые трудности.Проблема поиска подходящей работы вынуждает женщин соглашаться на такие условия труда, которые не позволяют им воспользоваться предусмотренными законом гарантиями и льготами. Особую значимость приобретает право на охрану труда женщин. Современное законодательное регулирование в целом учитывает физиологические особенности женского организма.

Вместе с тем по сравнению с ранее действовавшим советским законодательством уровень охраны здоровья женщины снизился. В настоящее время законодатель меньше вводит запретов, а больше ограничений, которые дают возможность использовать женский труд, если на это получено согласие женщины и отсутствуют противопоказания по состоянию здоровья.Тем самым ответственность за сохранность здоровья перекладывается на работницу, которая должна сама принимать решение, располагая полной и достоверной информацией о своих правах и льготах.

Например, часть 2 статьи 259 ТК предусматривает гарантии более облегченного режима рабочего времени для женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.Раньше статья 162 КЗоТ 1971 г.

запрещала привлекать их (как и беременных) к сверхурочным и ночным работам, работам в выходные и праздничные нерабочие дни и направлять их в командировки.

Теперь эта гарантия снижена, так как категорический запрет отсутствует и, если медицинскими рекомендациями не запрещено, женщину можно привлечь к таким работам и направить в командировку с ее письменного согласия, но до этого она должна быть ознакомлена с ее правом отказаться от указанной работы или направления в командировку. Такой отказ не является дисциплинарным проступком и не должен влечь никаких неблагоприятных последствий для женщины.На наш взгляд, необходимо изменить формулировку статьи 259 Трудового кодекса, которая допускает при соблюдении определенных условий сверхурочную работу, ночную работу женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

Думается, что необходимо закрепить запрет на подобные виды работ до достижения ребенком 1,5 лет, а возможность работать в экстраординарном режиме может быть предоставлена женщине с ее согласия и без вреда здоровью только после достижения ребенком возраста 1,5 лет. Такой запрет обеспечит надлежащий уход и заботу за ребенком со стороны матери, которая несет основную ответственность за ребенка и не должна перекладывать ее на других членов семьи.

Данная норма, по существу, не будет ограничением возможности трудиться для женщин, а обеспечит интересы малолетнего ребенка и государства.Кроме того, необходимо ограничить ночной труд женщин. В последние годы в коллективных договорах почти перестал предусматриваться вывод женщин из ночных смен.

Думается, что ограничения в привлечении женщин к ночным работам, закрепленные в коллективных договорах и соглашениях, постепенно должны сводиться к полной ликвидации ночного женского труда на производстве.Государство обеспечивает охрану труда женщин не только посредством ограничений, но и запретов. Например, запрещается использование труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными для них условиями труда, а также на подземных физических работах. Даже если сама женщина просит принять ее на такие работы, администрация не имеет на это права.

Это касается и тех работ, где нормы подъема и переноски тяжестей превышают нормы, допустимые для женщин.В этой связи государственная защита трудовых прав женщин ставится в зависимость от законопослушности работодателя и своевременной деятельности государственных контрольно-надзорных органов, призванных предотвращать и пресекать нарушения трудовых прав. Статья 352 Трудового кодекса закрепляет в качестве основного способа защиты трудовых прав — государственный надзор и контроль в сфере труда. Тем самым на государственные органы возлагается основная задача по реализации всей правозащитной функции государства.

По информации государственной инспекции труда наиболее частыми нарушениями, допускаемыми работодателями в отношении женщин, являются: несоблюдение статьи 253 ТК РФ (применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы); нарушение статьи 254 ТК РФ (женщины в период беременности не переводятся на рабочие места, исключающие воздействие неблагоприятных производственных факторов); несоблюдение статьи 255 ТК РФ о сроках выплаты пособия по беременности и родам; нарушение статьи 256 ТК РФ (непредоставление по письменному заявлению женщины отпуска по уходу за ребенком по достижении им возраста трех лет, невыплата пособия по государственному социальному страхованию на период отпуска по уходу за ребенком); несоблюдение статьи 259 ТК РФ, запрещающей направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочным работам, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.

Однако очень часто возникает вопрос: когда соответствующие органы должны предпринимать соответствующие действия для защиты трудовых прав? На практике они это делают чаще всего после нарушения соответствующих прав, реже в случае реальной опасности их нарушения. На наш взгляд, деятельность контрольно-надзорных органов государства в сфере труда должна быть опережающей.

Целесообразно проводить прежде всего мероприятия, направленные на выявление нарушений и недопущение их совершения.

На охрану здоровья женщин направлены положения законодательства, облегчающие труд беременных женщин и женщин, имеющих детей. Например, статья 254 ТК РФ гарантирует беременным женщинам снижение норм выработки, норм обслуживания, перевод на другую работу с сохранением среднего заработка. При этом законодатель попытался в максимальной степени защитить беременных женщин, закрепляя обязанность работодателя сохранить за беременной женщиной средний заработок, в случае прохождения обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях или до предоставления беременным женщинам другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов.

Отсюда следует, что работодатель должен предпринять все меры для предоставления беременным женщинам возможности трудиться в условиях отвечающих безопасности, как ее здоровью, так и здоровью будущего ребенка. Однако женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, могут рассчитывать на перевод на другую работу в случае невозможности выполнения ими прежней работы только до достижения ребенком возраста полутора лет.Думается, что подобное ограничение времени перевода указанным возрастом не отвечает потребностям времени по следующим причинам: во-первых, трудности, связанные с обеспечением, уходом за ребенком, и другие на этом не заканчиваются.

Во-вторых, в контексте поддержки и укрепления семьи этот срок не такой большой, учитывая, что зачастую ребенок воспитывается матерью-одиночкой.

В-третьих, подобное ограничение срока иногда негативно влияет на воспитание ребенка и уход за ним.

Поэтому целесообразно увеличить время перевода женщин на другую работу сроком до 3 лет, закрепив обязанность работодателя перевести женщину по ее заявлению на другую работу, имеющую ребенка в возрасте до 3 лет с сохранением среднего заработка по прежнему месту работы.И последнее, на что необходимо обратить внимание, — это право на отдых. Законодатель предусматривает дополнительное время отдыха для женщин.

В частности, это дополнительные отпуска и перерывы.

Конечно, можно рассуждать о размере оплаты отпусков и его недостаточности. Однако каждое государство, выстраивая собственные приоритеты и ориентиры, определяет степень и уровень расходования соответствующих бюджетных средств исходя из реальных показателей экономики страны и политической и экономической целесообразности соответствующих решений.

Можно надеяться, что с учетом помпезных заявлений руководства страны о повышении экономического благосостояния страны выплата пособия по государственному социальному страхованию будет расти, а возможно, и законодатель вернется к прежним нормам, которые не ограничивали максимальный размер пособия.В настоящее время максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 23 400 рублей.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 марта 2007 г. № 4-П норма о максимальном размере пособия по беременности и родам признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой данной норма несоразмерно ограничивает размер пособия по беременности и родам для застрахованных женщин, чей средний заработок превышает предусмотренную в ней предельную сумму.

Однако пока законодательное ограничение так и не снято.Законодательство предоставляет женщинам возможность трудиться в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия. Работодатель иногда не заинтересован в таких работниках, которые не могут работать весь день. Однако отказать женщине в ее письменной просьбе он не вправе.

Поэтому любые отговорки работодателя или прямой отказ в просьбе женщины могут повлечь за собой административную ответственность, а женщина, которой отказали, имеет право на обращение в компетентные органы. В заключение хочется отметить, что сегодня сформировалась законодательная база защиты трудовых прав женщин.

Российское законодательство в целом отвечает требованиям международно-правовых стандартов в сфере защиты трудовых прав женщин.

Хочется надеяться, что соответствующие правовые нормы будут реализовываться на практике, а законодательные органы страны попытаются закрепить новые механизмы, обеспечивающие эффективную защиту прав и законных интересов женщин.

Источник: журнал «». Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Защита прав при участии профсоюзных органов

Работник имеет на получение помощи от профессиональных объединений в защите своих попранных трудовых прав при условии, что они организованы в учреждении работодателя данного работника, вступившего на добровольных началах в члены профсоюза. Понятие «территориальный профсоюз» раскрыто в соответствующем законе «О профессиональных союзах». Это объединение граждан, работающих в определенной отрасли, создаваемое на добровольных основах и входящее в более крупные профсоюзные объединения.

Важнейшей целью профсоюза считается охрана интересов своих членов.

Данное объединение уполномочено контролировать соблюдение работодателями трудовых норм, установленных законодательством. Эта профессиональная организация является независимой, на её деятельность не влияют государственные организации.

Для принятия ряда кадровых решений работодатель обязан уведомлять профсоюзы и учитывать мнение этого органа при формировании окончательного решения. Законодатель устанавливает эти случаи при прекращении трудовых отношений с членами профсоюза в случаях:

  1. неоднократного отказа работника исполнять должностных обязанностей.
  2. сокращения;
  3. низкой квалификации сотрудника, вследствие чего он признан не соответствующим должности;

Для создания оптимальных условий, способствующих защите интересов всех членов профессионального союза, это объединение может делегировать свои полномочия по защите работников профсоюзным инспекторам. Они обладают правом на:

  1. проверять условия труда работающего населения и выполнение работодателями обязанностей, содержащихся в коллективных договорах;
  2. посещение организаций, в которых трудятся работники, состоящие в профсоюзах;
  3. оказывать помощь в организации возмещения ущерба при получении его членом профсоюза на производстве;
  4. анализировать, что послужило причиной несчастных случаев.
  5. участие в деятельности комиссии по приёму производственных объектов;

При обнаружении нарушений профсоюзными инспекторами нарушитель обязан не позднее 7 дней уведомить проверяющий орган о действиях по ликвидации недочётов.

Способы защиты прав работающего населения, включённые в негосударственные, закреплены законодательно. Каждый работающий гражданин может сам защитить свои трудовые интересы.

Важную роль в осуществлении трудовых прав, определённых законодательно, играют профессиональные союзы, наделенные для этого довольно обширными полномочиями.

Шаг 2. Подать жалобу в государственную инспекцию труда (трудовую инспекцию)

Подать жалобу в трудовую инспекцию можно:

  1. как лично,
  2. так и по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

В первом случае подачи жалобы:

  1. сотрудник трудовой инспекции, принявший жалобу, обязан поставить число и подпись на втором экземпляре, который останется у заявителя.

Если жалоба отправлена по почте:

  1. у заявителя будет уведомление о дате доставки жалобы в трудовую инспекцию.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов работник может приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Также жалобу можно подать в форме электронного документа:

  1. заявитель вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии на бумажном носителе.
  2. по адресу электронной почты инспекции труда в субъекте РФ;

ч.

3 статьи 7 «Требования к письменному обращению» Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015)

«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Кроме того, подать жалобу можно через Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости (онлайнинспекция.рф).